Музыка Планеты: ретро-музыка России и мира


Как убрать рекламу на сайте

Гоар Гаспарян - Сокровище Армении

Гоар Гаспарян

(14 декабря 1924 г. - 16 мая 2007 г.)

От автора сайта:

Гоар Гаспарян — не только великая певица армянского народа, но поистине бриллиант, украшение мирового оперного искусства, одна из лучших колоратурных сопрано мира.

Широчайший диапазон, яркий и узнаваемый тембр, сильный и ровный звук на нижних и верхних нотах, филигранная техника, глубокое проникновение в образ — всё это позволяет назвать её голос идеальным, а исполнение — эталонным.

На пространстве бывшего СССР Гоар Гаспарян была единственной певицей, исполнявшей арии бельканто так, что это приводило в восторг даже самую взыскательную зарубежную публику.


Гоар Микаэловна (Михайловна) Гаспарян (урождённая Хачатрян) — (1924-2007) — великая армянская певица (колоратурное сопрано), народная артистка СССР и Армянской ССР, Лауреат Сталинской премии, Герой Социалистического труда (первая из представителей советского оперного искусства), Кавалер ордена Месропа Маштоца (высший орден Армении), профессор Ереванской консерватории. Родилась в Каире в 1924 году, там же окончила школу и консерваторию (под руководством Э. Фельдмана и В. Карро).

14 декабря 1924 г. в семье египетских армян родилась девочка. Родители, назвав дочь распространённым именем Гоар (по-армянски означает драгоценный камень, сокровище), и не подозревали, что их дочь станет настоящим сокровищем Армении, ярчайшим бриллиантом в короне армянского искусства.

Мистическим пророчеством отмечено её отрочество. Еще школьницей, Гоар в один из обычных дней, возвращаясь домой после уроков, обратила внимание на то, что следом за ней идет какой-то человек, по виду — индус. Девочка испугалась и побежала. А мужчина неожиданно обратился к ней по-английски: «Не бойся меня. Я вижу у тебя над головой звезду. У тебя будет счастливая жизнь…».

В 1948 году вместе с семьёй переехала в Армению. Интересно отметить, что для репатриации в Армению потребовалось вмешательство самого Сталина, т.к. первым мужем Гоар был египетский армянин Гаспарян — высокопоставленный сотрудник египетского МИД.

Со следующего года 25-летняя Гоар начала петь в Ереванском государственном академическом театре оперы и балета имени Ал. Спендиарова. Поистине моцартовский масштаб её таланта был настолько очевиден, что она сразу стала ведущей солисткой и оставалась таковой несколько десятилетий. Её авторитет был непререкаем, а похвала из её уст – высшей наградой.

«Пение – главный смысл моей жизни, цель моего существования, и я живу ради моего искусства. Мой девиз не удивлять, а волновать», — говорила певица. Исполнительское мастерство Гоар Гаспарян поражало самых требовательных специалистов и удостаивалось наивысших похвал самых придирчивых критиков. В каждый образ Гоар вживалась, передавая чувства своих героинь взволнованному слушателю... Диапазон ее голоса был на три-четыре ноты выше диапазона всемирно известных певиц, а тембр — уникальный, узнаваемый с первой ноты. Специалисты говорили, что только она брала ноту «соль» третьей октавы.

О Гоар, «армянском соловье», как ее окрестил в свое время армянский поэт Аветик Исаакян, писали не только музыковеды. Архивы хранят более трех тысяч восторженных публикаций на многих языках мира, и авторство их столь же разнообразно, как и география гастролей певицы. Её Розине, Олимпии, Виолетте, Джильде, Маргарите, Джульетте, Недде, Лючии, Ануш, Норме аплодировали в Польше, Венгрии, Англии, Франции, Японии, США, Канаде, Бразилии, Мексике… Известный итальянский музыкальный критик написал, что ни при каких обстоятельствах не поменял бы билет на «Травиату» с Гоар Гаспарян на лучший спектакль с участием Ренаты Тебальди. Той самой Тебальди, которая была идолом итальянских меломанов, и которую сравнивали только с другой великой — Марией Каллас…


Мнение специалистов:

Ирина Архипова: «До Гоар Гаспарян у нас не знали, что такое колоратурное сопрано».

Дирижёр Александр Мелик-Пашаев: «Песня Гоар Гаспарян — улыбка искусства, она украшает жизнь».

Другая блистательная армянская вокалистка Зара Долуханова: «Такие гиганты, как Гоар Микаэловна, рождаются раз в столетие. Самые сложные произведения мировых классиков, порою кажущиеся невозможными для исполнения, в гаспаряновской трактовке не только получают новую жизнь, но и становятся выше авторской трактовки. Гоар — звезда вокального искусства и стоит нескольких созвездий».

Отклики прессы:

«Гоар Гаспарян проявляет исключительные певческие возможности. Ее искусство безукоризненно, голос красив и мягок» («Асахи симбун», Япония).

«Гоар Гаспарян — неслыханное чудо... Вот самый красивый голос, обладающий прекрасными музыкальными данными» («Юси Ора», Финляндия).

«Никто не может исполнить «Вокализ» Рахманинова так поэтически... Ее мастерство и своеобразное искусство создают иную школу, и, наверное, настанет время, когда критики-искусствоведы заговорят о феномене «Гаспарян» («Ла газет», Ливан)...


Путешествие во времени. «Травиата в Одессе»
(Из воспоминаний доктора филологии, директора Института литературы Армении Авика Исаакяна — внука классика армянской литературы Аветика Исаакяна)

Когда я впервые увидел Гоар Гаспарян? В августе 1957 года на сцене Одесского оперного театра. Это великолепное архитектурное сооружение в стиле барокко считается своеобразным близнецом Венской оперы. И хотя это было очень давно, я прекрасно помню, что там произошло.

Тем летом мы с матерью отдыхали в Одессе. Каждый день ходили на пляж — через центр города. И как-то мама заметила новую афишу: что в такой-то день на сцене Одесского театра выступит в гастрольном спектакле знаменитая певица из Армении Гоар Гаспарян. Надо сказать, что мы были хорошо знакомы со звездой, ее любил и наш дедушка и вся наша семья. Мама решила купить билеты в оперу и в антракте спектакля подойти с цветами к Гоар, поздравить ее.

Гоар пела в «Травиате». Волшебным голосом она буквально околдовала зал, и это колдовство все более и более усиливалось от одного действия к другому, от одной арии к другой, производя магическое воздействие на весь затаивший дыхание зал, который порою просто гремел и содрогался от переходящих в овацию аплодисментов. Во время большого антракта нам кое-как удалось, правда, преодолевая большое сопротивление, добраться до гримерной Гоар и вручить ей цветы. Увидев маму, она очень обрадовалась и удивилась, что мы в Одессе и стали свидетелями ее беспрецедентного успеха. «Как хорошо, что вы здесь. Когда спектакль закончится, я прошу вас приехать ко мне в гостиницу «Красная». Непременно приходите, немного побеседуем спокойно».

Последнее действие оперы достигло своей кульминации буквально под громовые овации. Гениальное произведение нашло своего истинного исполнителя, словно Верди написал арию своей Виолетты специально для Гоар, а такое полное совпадение образа действительно редко встречается.

Ария Виолетты «E strano» из оп. «Травиата» Дж. Верди

Ария Виолетты «Sempre Libera» из оп. «Травиата» Дж. Верди

Когда спектакль закончился и занавес попытались опустить, говорю — попытались, потому что через несколько секунд сразу вскочившие с мест зрители с такой неистовой силой стали аплодировать, что ответственные за представление снова поспешно подняли занавес. Гоар — Виолетта еще не успела очнуться от воплощенного ею образа, когда волна аплодисментов, со скандированием «браво-браво-браво», ворвалась на сцену, и на мгновение показалось, что немного смущенная и скромно улыбающаяся Виолетта, созданная Гоар, воскресла. Часть зала почему-то орала «бис-бис». Но какие бис в опере, зритель попросту не желал примириться с тем, что больше не услышит голос Гоар, что представление окончено, и хотел, чтобы чудо продолжалось…

Аплодисменты беспрерывно, с той же силой продолжались, минуты бежали, но зрители в буквальном смысле слова не хотели отпускать Гоар. Лишь минут через десять-пятнадцать зал, наконец успокоился. Но когда мы вышли на оперную площадь, стали свидетелями небывалого: тысячи людей усадили нашу Гоар в заранее приготовленное роскошное кресло, и десятки рук, подняв кресло в знак особого уважения, несли ее, как царицу Клеопатру, чтобы нога ее не касалась земли...

Гоар, сидя в кресле с бесчисленными охапками цветов в руках, завороженная этим уникальным чествованием, действительно была похожа на египетскую царицу — так величественно плыла она над толпой. Так несли ее к той машине, которая должна была доставить певицу в гостиницу.

...Гостиница «Красная» находилась на Дерибасовской улице, в десяти минутах ходьбы от здания оперы… Мы представились гостями, приглашенными Гоар, и нас сразу же проводили в просторный номер люкс на втором этаже. Гоар была очень взволнована и счастлива.

— Сейчас, сейчас, переведу дух... Вы знаете, мне не разрешили выйти из здания оперы пешком, усадили в какое-то кресло и на руках несли через всю площадь к ожидавшей на улице машине.

— Мы видели, Гоар джан. Это действительно настоящий триумф! Ты так замечательно пела, что люди и вправду были очарованы и не хотели с тобой расставаться.

Не успели мы произнести эти слова, как наша комната словно содрогнулась от доносившихся с улицы бурных восклицаний и скандирования «Го-ар! Гас-па-рян!»

Задыхаясь от одышки, в номер вошел администратор гостиницы, пожилой лысоватый еврей.

— Вы меня простите, мадам Гаспарян, — заикаясь, сказал он, — но народ, собравшись под балконом, требует вас. Прошу вас хоть на одну минуту выйти на балкон, иначе они могут ворваться в номер.

Гоар, которая еле успела отдышаться, нежно улыбнулась:

— А что такого, я выйду, если вы просите.

Администратор поспешно распахнул широкие двери на балкон, и Гоар вышла к армии ожидавших ее поклонников, и мы, естественно, за нею, заинтересованные, что же будет дальше. Увидев Гоар, обвороженные ее голосом сотни людей с еще большей энергией начали аплодировать, скандируя «Спасибо, примадонна Гоар». И кидали ей десятки букетов цветов. Я никогда не видел ничего подобного. Поистине, стоя на балконе второго этажа гостиницы «Красная» в полуночной Одессе рядом с одной из лучших певиц мира, под непрерывные громогласные приветствия, я впервые почувствовал силу искусства…


Гастроли Гоар Гаспарян в Иране совпали с визитом Брежнева. Гоар была приглашена на приём во дворец к шаху Реза Пехлеви. Когда певица спела армянскую песню «Крунк (Журавль)» и перевела её содержание на английский (её тут же перевели на русский — для Брежнева), иранский шах попросил повторить песню.

«Крунк (Журавль)», арм.нар. песня в обработке Комитаса

Журавль, откуда ты летишь, соскучился по твоему крику
Журавль, из нашей страны нет ли весточки?
Не спеши, догонишь стаю свою.
Журавль, из нашей страны нет ли весточки?

Оставил там добро и прекрасный сад,
Все еще переживаю, душа все еще томится.
Журавль, остановись хоть на мгновенье, крик твой мне мил.
Журавль, из нашей страны нет ли весточки?

Осень приближается, скоро улетишь.
Собрал ты стаю свою тысяч-тысячей.
Не дал ты мне ответа, улетаешь спешно.
Журавль, из нашей страны прочь улети...

Во время гастролей в Японии вместо афиш вечерами зажигались неоновые цветы и надпись: «Там, где поет Гоар Гаспарян, распускаются цветы». После исполнения песни «Цицернак» и двух песен Комитаса у неё попросили ноты и слова. Во второй ее приезд в Японию местный хор исполнил эти произведения по-армянски.


Гоар Гаспарян была истинным патриотом родной Армении. Будучи на гастролях в Турции в дни, когда по всей стране отмечалась годовщина смерти Кемаля Ататюрка, она получила огромный букет из Советского посольства для возложения на могилу. Но певица вежливо отказалась: «Я не могу возложить цветы на могилу человека, который трижды учинял резню над моим народом… » Ее уговаривали, но, обычно спокойная и улыбчивая, Гоар осталась непреклонной.

14 декабря 2004 года Гоар Гаспарян исполнилось 80 лет. В тот день она, после долгого перерыва, вышла на сцену... Это был первый день рождения, который она встретила без мужа — Тиграна Левоняна, с которым прожила в согласии и любви 47 лет, несмотря на то, что мало кто верил в прочность их союза (Тигран намного моложе Гоар и был её учеником). Ещё одно мистическое совпадение — они родились в один день — 14 декабря... Боль утраты не покидала Гоар до последних дней.

Из окон её дома на проспекте Баграмяна открывался прекрасный вид на библейскую гору Арарат — символ Армении. Великая Гоар Гаспарян стала символом армянского искусства, а её божественный талант навсегда останется гордостью и славой Армении.

Пантеон великих людей Армении имени Комитаса принял Гоар Гаспарян. В момент прощания в садах смолкли птицы ...

Аркадий Мовсесян


Лучшие записи Гоар Гаспарян

«Аве, Мария» Ф. Шуберта (на англ. яз.)

«Аве, Мария» И.-С. Баха - Ш. Гуно

«Соловей» А. Алябьева (на армянском яз.)

Кабалетта Линды «O luce di quest anima» из оп. «Линда ди Шамуни» Г. Доницетти

Сцена Лючии «Ohimè! sorge il tremendo fantasma» из оп. «Лючия де Ламмермур» Г. Доницетти

Ария Лючии «Spargi d'amaro pianto» из оп. «Лючия де Ламмермур» Г. Доницетти

Севильяна Маританы «À Séville, belle Señoras» из оп. «Дон Сезар де Базан» Ж. Массне

Ария Маргариты «O beau pays» (фрагмент 1) из оп. «Гугеноты» Дж. Мейербера

Ария Маргариты «O beau pays» (фрагмент 2) из оп. «Гугеноты» Дж. Мейербера

Ария Диноры «Ombra Leggiera» из оп. «Динора» Дж. Мейербера

Ария «Pieta, Signore» А. Страделлы

Финальная ария Ануш из оп. «Ануш» А. Тиграняна

****************************

Феноменальное исполнение арии Манон «C'est l'histoire amoureuse», известной как «L'eclat de rire» (Взрыв смеха), из оп. «Манон Леско» Д. Обера

****************************

Полезные ссылки:

Моё открытие Армении (пост в моём блоге)

Гоар Гаспарян исполняет духовное песнопение «Пресвятой отец» М. Екмаляна (видео из Youtube)

Гоар, сокровище

Памяти Гоар Гаспарян

Исполняет Гоар Гаспарян

Неповторимая, как никто - Гоар Гаспарян

Записи Гоар Гаспарян в Интернет

вернуться на главную страницу раздела Музыка Армении


Поделиться в социальных сетях:


Copyright © 2006-2014 Elena_M. All rights reserved.