Музыка Планеты: ретро-музыка России и мира


Русские романсы

Галина Баранова

Всякий, услышавший пение Галины Барановой, испытывает потрясение. Иными словами это состояние не назовешь. Подобное впечатление производили русские трагики мочаловской школы. Мало того, что это редкостный по тембру голос, — пожалуй, самое низкое контральто на современной сцене, — это еще и классическое, эталонное исполнение романса.

Романс всегда был обращен к лучшему в человеке, за это бывал гоним, за это и любим трепетно и ревниво целыми поколениями. Право на романс надо выстрадать! Полдела не сфальшивить в музыке, главное — не сфальшивить в чувстве. А чувство в романсе на таком накале, на такой высокой звенящей ноте, что без соответствующей биографии души — нечего и браться. Романс не выносит не только подделки, но ошибки, скажем, в глубине переживания. Тут перебрал или недобрал, и получается пошло...

Поют романс многие, остаются в памяти, в биографии романса единицы. Есть и еще один секрет: романс не выносит повтора. Нельзя сейчас петь, как пелось столетие назад, но он не выносит и отсутствия преемственности.


Странное дело, но, услышав Баранову, я вспомнил Валерия Агафонова. Они совершенно разные, но объединяет их понимание той высоты, которую требует романс. И я уже не удивился, когда узнал, что между Галиной Барановой и Валерием Агафоновым была некая эстафета. Когда она начинала работу над романсом, начинала свои мучительные поиски, было одно и «чисто техническое» препятствие — отсутствие нот «по голосу», и тогда Валерий, обладавший редкой способностью радоваться чужому таланту, сказал: «Не мучайся! Мы поем в одном регистре!» — и отдал ей свои ноты. Они до сих пор бережно хранимы певицей — ноты с пометками Валерия.

Но как он услышал, то, чего она тогда еще не умела? Как услышал он это будущее пение? Я думаю, он почувствовал в Барановой возможность подняться на тот высокий уровень очистительного страдания, без которого романс невозможен.


Певицей, по ее собственному признанию, Галина ощущала себя с рождения. С рождения и пела. А слушателями были летчики, поскольку мама была штурманом авиации... Сибирь. Большие и маленькие аэродромы. Жизнь кочевая, неустроенная. Работа тяжелая, опасная и честная, нравственные категории, как в романсе, ярко окрашенные, без полутонов: любовь, верность, разлука, жизнь, смерть — все рядом. Все по-настоящему, без подлости и без пошлости.

После такого детства и юности — Ленинградская консерватория, которую Галина закончила, но вспоминает без умиления: «Поступала — был диапазон огромный. Окончила — остались одни низы. Все пропало... Все сорвали...»

Талант и школа. В этом своя драма. Всякое обучение подразумевает некую усредненность дарования. Маленькие способности развиваются упорным трудом. А большие?

Кое-что все-таки было полезным: с первой ноты или даже раньше — с того, как она берет дыхание, — видна хорошая школа. Так просто это не бывает, это тот самый пот и слезы, академическая дрессировка, которая потом рождает классическую легкость.

Однако как не вписалась Баранова в консерваторские требования, так не вписалась она и в музыкальную жизнь города, страны, да, пожалуй, и времени...

Талант истинный — обреченность на одиночество. Может быть, судьба, щедро наделяя душу талантом, в уплату за него требует все остальное, в том числе и житейское счастье?

Русская певица Галина Баранова только начинается. Эта пластинка первая, но я убежден— она войдет в золотой фонд романса, а имя певицы будет упоминаемо рядом с именами Вяльцевой, Плевицкой, Паниной... Я не знаю, как сложится ее творческая судьба, но звезда ее восходит, и уже широко звучит ее необычный, прекрасный голос, который, единожды услышав, невозможно забыть!

Б. Алмазов


ГАЛИНА БАРАНОВА

МИРАЖ ЛЮБВИ

Последнее послание

(Б. Фомин — Е. Эльпорт) — 3.19

Не уходи, побудь со мною...

(Н. Зубов — автор слов неизвестен) — 3.07

Полно, сокол, не грусти...

(Б. Фомин — И. Финк) — 3.47

Я так любила Вас...

(музыка и слова А. Давыдова) — 3.45

Калитка

(М. Буюкли — А. Будищев) — 3.39

Замело тебя снегом , Россия...

(авторы музыки и слов неизвестны) — 3.00

Дремлют плакучие ивы...

(Б. Б. — А. Тимофеев)

Когда по целым дням...

(музыка и слова П. Вяземского) — 2.56

Любовь (старинный вальс)

(авторы музыки и слов неизвестны) — 2.50

Завеса спущена...

(музыка и слова Т. Котляревской) — 3.00

Мираж любви

(музыка и слова Т. Котляревской) — 3.21

Геннадий Ефимов и Владимир Жемчужный, гитары

Александр Барсуков, гитара (5, 6)

Звукорежиссеры: Г. Любимов и М. Крыжановский

Редактор В. Заветный


Copyright © 2006-2014 Elena_M. All rights reserved.