Музыка Планеты: ретро-музыка России и мира


Хит-парад классики

Среди шедевров классической музыки есть своего рода «шлягеры» — такие произведения, которые знакомы практически всем с самого детства. Их часто передают по радио или телевидению, включают в кинофильмы и клипы, исполняют на концертах «на бис», и хотя обычный человек может даже не знать их названий, но сами мелодии настолько «на слуху», настолько известны, настолько узнаваемы, что их просто невозможно не запомнить и не полюбить.

Справедливости ради нужно признать, что их число довольно велико. Составить некий хит-парад — дело не просто неблагодарное, но практически неподъёмное, непосильное, невозможное.... Однако в России так уж заведено: если чего-то нельзя, но очень хочется, то...


Фредерик Шопен (22.02.1810 - 17.10.1849)

Гениальное произведение, безусловный шедевр — знаменитый «Экспромт-Фантазия» Фредерика Шопена. Магическая музыка, загадочная, неземная, непохожая ни на одно другое произведение.

Вообще, классическая музыка представляется мне почти универсальным языком, этаким эсперанто. И, в моем восприятии, композиторы-классики говорят если не на одном, то на схожих языках, имеющих общую основу (как многие европейские языки имеют в своей основе латынь и могут быть более или менее понятны человеку, знающему хотя бы один из них). Что же касается данного конкретного произведения, то эта Фантазия как будто написана на неизвестном прото-языке, не расшифрованном до сих пор и потому звучащем таинственно и завораживающе, как заклинание древнего служителя культа.

Экспромт-Фантазия (Фредерик Шопен)

Вальс № 7 (опус 64) Фредерика Шопена. Величайший вальс из всех, когда-либо сочиненных. Вся многовековая меланхолия и глубинная ностальгия человечества сконцентрирована в этих звуках. И сразу представляется великая Галина Уланова, вальсирующая, кружащаяся в нем, изящная и невесомая, как снежинка.

Вальс № 7 сis-moll op. 64 № 2 (Фредерик Шопен)
играет Сергей Рахманинов

************************************

Никколо Паганини (27.10.1782 - 27.05.1840)

Знаменитая «Кампанелла» Никколо Паганини. Слово «Кампанелла» в переводе с итальянского означает «колокольчик». Однако не милый садовый цветок вдохновил великого и загадочного композитора на написание этого шедевра. Это произведение посвящено памяти итальянского мыслителя средневековья монаха Томмазо Кампанеллы, автора знаменитой коммунистической утопии «Город Солнца», погибшего в застенках инквицизии за свои убеждения.

Это музыкальное произведение не только потрясающе красиво, но еще и очень интересно. У композиторов-виртуозов есть такой редкий прием — музыкальный рефрен, в котором ритмично повторяется «зашифрованное» имя, чаще всего, имя человека, которому посвящено произведение. Так вот, в энергичных ритмических повторах «Кампанеллы» можно услышать, как рефреном звучит имя «Томмазо, Томмазо, Томмазо, Томмазо».

Кампанелла (Никколо Паганини)

Кампанелла (Николо Паганини) в переложении для ф-но Ференца Листа, играет Антон Рубинштейн

************************************

Камиль Сен-Санс (09.10.1835 - 16.12.1921)

Интродукция и рондо-каприччиозо Камиля Сен-Санса (в моем восприятии) — самое интеллектуальное из красивых произведений и самое красивое из интеллектуальных. Это — манифест Человека Разумного. Оно звучит (для меня), как монолог мыслителя и бунтаря времен средневековья, когда философы в поисках истины подвергали себя смертельному риску, гибли на кострах инквизиции, но стояли на своем: «А все-таки она вертится...»

Интродукция и рондо-каприччиозо (Камиль Сен-Санс),
играет Дальневосточный симфонический оркестр, дирижер Виктор Тиц

************************************

Вольфганг Амадей Моцарт (29.01.1756 - 05.12.1791)

Одно из красивейших произведений Вольфганга Амадея Моцарта — «Эльвира Мадиган» (Концерт для фортепиано с оркестром До-мажор № 21. Анданте). Божественная музыка — других определений не требуется. Если у вас плохое самочувствие или испорченное настроение — послушайте эту музыку, лучшего средства для психотерапии найти просто невозможно.

Эльвира Мадиган (В.А. Моцарт)

************************************

Людвиг ван Бетховен (16.12.1770 - 26.03.1827)

Величественное Allegro con brio — Первая часть Симфонии № 5 Людвига ван Бетховена. Музыка, прославляющая торжество человеческого духа, расцвет человеческого самосознания в переломные времена — эпохи Возрождения, Реформации, Великих открытий. Гимн Человеку Разумному, восставшему из состояния невежественной покорности и рабского бессилия.

Первая часть Симфонии № 5 (Людвиг ван Бетховен)

Presto Agitato — Третья часть «Лунной сонаты» Людвига ван Бетховена. Неспокойная, тревожная музыка, так очевидно контрастирующая с безмятежностью знаменитой Первой части. Взволнованно бушует ночной прибой, встревоженные волны набегают на берег, плещут о камни, в свете луны фейерверками взрываются сверкающие брызги — все это не только слышно, но и видно в этой магической музыке. Вот она — волшебная сила Искусства, сила великого Гения!

Третья часть «Лунной сонаты» (Людвиг ван Бетховен)

************************************

Франц Шуберт (31.01.1797 - 19.11.1828)

Одно из бессмертных классических произведений — «Аве Мария» Франца Шуберта. Первоначально созданная вовсе не как молитва, она по праву заняла ведущее место в ряду лучших религиозных произведений, ведь эта торжественная мелодия явно призвана восхвалять Богоматерь и молить о заступничестве и милосердии.

Аве Мария (Франц Шуберт)

************************************

Жорж Бизе (25.10.1838 - 03.06.1875)

В этом маленьком, полном драматизма шедевре кратко выразилась вся суть оперы «Кармен». Антракт к последнему действию звучит так напряженно, что понятно заранее — финал будет трагическим, страсти будут накалены до предела, а красивые гордые люди так и не смогут найти компромисс между роковой любовью и беспредельным цыганским вольнолюбием.

Антракт к IV действию оперы «Кармен» (Жорж Бизе),
играет Дальневосточный Симфонический Оркестр, дирижер Виктор Тиц

************************************

Джоакино Россини (29.02.1792 - 13.11.1868)

В моем восприятии увертюра Джоакино Россини к опере «Сорока-воровка» — это Музыка Счастья, это торжественный Гимн Жизни — полнокровной, радостной, красивой жизни человека, живущего в гармонии с собой и миром.

Увертюра к опере «Сорока-воровка» (Джоакино Россини)
играет Chamber Orchestra of Europe п/у Claudio Abbado

************************************

Карл Мария фон Вебер (18.11.1786 - 05.06.1826)

«Приглашение к танцу» немецкого композитора Карла фон Вебера — произведение очень красивое, но не столь широко известное, хотя, надеюсь, мелодия его все же многим покажется знакомой. Изысканная музыка Галантного века, когда благородные кавалеры в бархатных камзолах и париках цеременно приглашали прекрасных дам в роскошных нарядах к веселому танцу — мазурке или краковяку.

Приглашение к танцу (Карл Мария фон Вебер)

************************************

Александр Глазунов (10.08.1865 - 21.03.1936)

Испанский танец из балета «Раймонда» Александра Глазунова — это дань Российской Музыки великой Испанской Культуре, такой зажигательной и страстной, такой энергичной и заразительной, что она вдохновила не одного меланхоличного композитора-россиянина на такие темпераментные шедевры.

Испанский танец из балета «Раймонда» (Александр Глазунов)

************************************

Михаил Глинка (01.06.1804 - 15.02.1857)

Михаил Глинка тоже не устоял перед соблазном знойной Испании. Его Арагонская хота считается одним из самых удачных симфонических произведений зарубежных композиторов, стилизованных под испанскую музыку.

Арагонская хота (Михаил Глинка)

«Павловский вальс» Михаила Ивановича Глинки — произведение в равной степени красивое и драматическое, вполне соответствующее общему течению жизни композитора, перипетиям его судьбы. Переход от нежной радости к легкой грусти, а затем к трагическому и трудному периоду жизни, чередование «чудных мгновений» и утрат, вдохновения и разочарований — все это слышно в одном гениальном вальсе.

Павловский вальс / Вальс-фантазия (Михаил Глинка)

************************************

Йоханнес Брамс (07.05.1833 - 03.04.1897)

Колыбельные песни — это целый пласт человеческой культуры, подаривший миру столько красивейших мелодий, полных нежности и любви. «Колыбельная» Йоханнеса Брамса — истинная жемчужина в ожерелье этих чудесных мелодий.

Колыбельная (Йоханнес Брамс)

Два лучших Венгерских танца Йоханнеса Брамса. Огненные мадьярские танцы, неудержимые, стремительные, как вихрь, такие заразительные, что невозможно усидеть на месте.

Венгерский танец № 5 (Й. Брамс),
играет Дальневосточный симфонический оркестр, дирижер Виктор Тиц

Венгерский танец № 6 (Й. Брамс),
играет Дальневосточный симфонический оркестр, дирижер Виктор Тиц

************************************

Витторио Монти (06.01.1868 - 20.06.1922)

Знаменитый «Чардаш» итальянского композитора Витторио Монти, самое известное его произведение. Зажигательный танец гордых мадьяр. Его танцуют с достоинством и страстью, как это неподражаемо умеют делать южные славяне и греки. Парадокс: самый известный из венгерских чардашей сочинил композитор-итальянец.

Чардаш (Витторио Монти),
играют Аладар Можи (скрипка) и Даника Можиева (ф-но)

************************************

Пабло Сарасате (10.03.1844 - 20.09.1908)

«Цыганские напевы» для скрипки с оркестром Пабло Сарасате. Чудесная музыка. В ней звучат меланхоличные славянские и цыганские напевы, навевающие образы давно минувших дней: тихо шумят тенистые дубравы, плавно текут могучие реки, по которым девицы-красавицы пускают венки, гадая на суженых, а сказители нараспев читают древние легенды, прославляющие подвиги гордых предков. Затем нарядные красавцы встают в хоровод и самозабвенно пляшут свои зажигательные танцы. Целый спектакль из народной жизни проходит перед глазами под аккомпанимент этой чарующей мелодии. Самое интересное, что автор музыки — испанец. Это еще раз доказывает, что музыка — воистину универсальный язык, доступный каждому.

Цыганские напевы (Пабло Сарасате)

************************************

Петр Чайковский (07.05.1840 - 06.11.1893)

Иногда возникает ощущение, что иностранцы любят и знают Чайковского лучше, чем россияне. Они произносят его имя с таким священным трепетом, с таким явным уважением, что кажется — он если и не самый великий композитор на свете, то уж точно один из двух-трех величайших. Наряду с Моцартом и Бетховеном его имя знают все более или менее образованные жители планеты. Это считается признаком хорошего тона и приличной образованности — помнить его имя и ценить его музыку.

Вальс цветов — одно из самых известных и любимых во всем мире произведений.

Вальс цветов из балета «Щелкунчик» (Петр Чайковский)


Фото самых красивых и знаменитых актрис, актеров, певиц и певцов России и мира на сайте Мировой золотой фонд.

Copyright © 2006-2014 Elena_M. All rights reserved.