Музыка Планеты: ретро-музыка России и мира


Как убрать рекламу на сайте

Музыка Ирландии

Название страны по ирландски - Eire или, более официально, - Saorstat Eireann.

По этническому составу население Ирландии однородно: 98% его составляют ирландцы. Всего в стране проживает чуть больше 3,5 млн человек, треть из них - в Дублине и его пригородах.

В настоящее время большинство ирландцев говорит на английском языке. В быту ирландский (гэльский) язык употребляют лишь жители крайнего запада страны. После обретения Ирландией независимости были приняты меры по сохранению и развитию древнего кельтского языка. В стране два языка считаются государственными - ирландский (гэльский) и английский. Официальные документы издаются на двух языках. Ирландский введен в качестве обязательного предмета в школе, его должны знать все государственные служащие и учителя.

Почти все верующие ирландцы - католики (95%). Влияние католической церкви в семейной и общественной жизни ирландцев довольно велико, это объясняется тем, что в течении нескольких веков она подвергалась гонениям со стороны протестантской Англии. Для Ирландии характерно обилие монастырей (возраст некоторых из них составляет больше тысячи лет) и большое число почитаемых святых.

Ирландию часто называют "изумрудным островом". Круглый год зеленеют ее луга и рощи. Способствует этому теплый и влажный морской климат. Погода в Ирландии непредсказуема - ливень резко сменяется ярким солнцем и так несколько раз за день. В среднем за год выпадает до 1200 мм осадков. Зима теплая, температура января от +5 до +8 С°; снег выпадает редко.

Поверхность Ирландии часто сравнивают с блюдцем. Всю срединную часть острова занимает холмистая равнина, изобилующая озерами и торфяными болотами. Центральная равнина повышается к краям острова, сменяясь невысокими горами. На юго-западе в горах Керри находится высшая точка Ирландии - гора Каррантуилл (Carrauntoohill) - 1041 м. Берега острова сильно изрезаны, изобилуют фьордами, бухтами, заливами и глубокими эстуариями рек.


Праздник Святого Патрика

Вероятно, это — единственный праздник в мире, из религиозного ставший национальным, а из национального — международным. В этот день во всем мире — от Дублина до Сингапура, от Нью-Йорка до Москвы — проходят парады и фестивали. И даже если среди ваших самых отдаленных предков не было неунывающих и жизнерадостных кельтов, вы вполне можете принять участие во всеобщем веселье.

Традиция проведения парадов в День святого Патрика была введена потомками ирландцев, иммигрировавших в Америку. Первый президент США Джордж Вашингтон говорил, что очень любит День святого Патрика. Первый же официально задокументированный парад, посвященный этому празднику, состоялся в Вашингтоне в 1762 году, когда устроили торжественный марш ирландские солдаты, служившие в английской армии. Впрочем, пальму первенства оспаривает американский город Бостон, утверждающий, что первый парад в День святого Патрика состоялся здесь еще раньше — в 1737 году.

В Ирландии парады святого Патрика проводятся более чем в тридцати городах. Интересно, что там этот праздник долгое время считался исключительно религиозным, а до семидесятых годов прошлого столетия ирландские законы предписывали всем пабам 17 марта закрываться! И это при том, что существует особая мера для виски, употребляемого истинным ирландцем в этот день, — Кружка Патрика. Согласно традиции, на виски нужно положить трилистник клевера, прежде чем выпить этот напиток.

Любопытно, что святой Патрик — покровитель Ирландии — не был ирландцем. Он родился в 387 году в семье римских граждан Кальфурниуса и Кончессы, живших на территории современной Великобритании. Его назвали Мэвин Суккат, а при крещении дали имя Патрициус («благородный»). Отец Мэвина был мелким землевладельцем и дьяконом местной церкви, однако занимал эту должность в основном из-за финансовых выгод, так что юный Патрик не был особенно глубоко верующим — его больше занимали развлечения.

Но однажды, когда Патрику-Мэвину было 16 лет, на его область напали ирландские пираты, которые увезли его на Изумрудный остров, где он попал в услужение к вождю по имени Милчу. Юный Патрициус был вынужден стать пастухом и дни напролет проводил со стадом овец. Вот тогда-то, от отчаяния и одиночества, он и поверил в Бога, начав молиться. В своей «Исповеди» он написал: «Я молился по многу раз в день. Любовь к Господу и страх Божий все больше и больше приходили ко мне, и вера моя укреплялась».

Спустя шесть лет, повествует легенда, юноша услышал голос, который, как он полагал, принадлежал Богу: «Скоро ты вернешься домой». А потом голос добавил: «Смотри, твой корабль ждет». Молодой пастух бежал и добрался до побережья, избежав по пути много опасностей. Он упрашивал моряков взять его на борт, уверяя, что его семья оплатит расходы, однако капитан отказал. Тогда Патрик, как гласит легенда, снова стал молиться, и капитан неожиданно изменил свое решение и принял пассажира.

Попав домой, Патрик, несмотря на радость семьи, вновь обретшей сына, твердо решил стать на духовный путь. Он познакомился с французским епископом Германусом (Сен-Жерменом), который укрепил его в этом стремлении. В 432 году он вернулся в Ирландию в качестве миссионера по поручению Папы Целестина I .

Проповедь христианства среди ирландцев святой Патрик, по легенде, подкреплял чудесами. Так, однажды друид Локру начал оскорблять святого, а вместе с ним и всю христианскую веру в самых неподобающих выражениях. Естественно, набожный христианин не мог вытерпеть такого богохульства и взмолился к Господу с просьбой покарать язычника. Внезапно Локру был поднят в воздух, а затем упал на землю, размозжив себе голову о камень. Во время крещения ирландцев святой Па трик объяснил им христианский догмат о Троице, используя для этого простейшее наглядное пособие — трилистник клевера, который по-ирландски называется «шэмрок». С тех пор шэмрок стал одним из символов Ирландии и Дня святого Патрика.

Кроме того, святой Патрик прославился тем, что изгнал из Ирландии змей. Согласно легенде, одна большая и хитрая змея никак не хотела покидать Изумрудный остров. Святому пришлось прибегнуть к хитрости. Он соорудил большой ящик и сказал змее, что она никак не сможет поместиться в нем. Упрямая рептилия поддалась чувству противоречия и стала спорить с миссионером. Как только змея залезла в ящик, святой быстренько прикрыл его и бросил в море.

Предание гласит, что святой Патрик скончался 17 марта 493 года. Историки, впрочем, оспаривают эту дату. В Ирландии имя святого Патрика носят около 60 церквей, в том числе и знаменитый собор в Дублине.

Впрочем, у Дня святого Патрика есть и языческие мотивы. Так, одним из его непременных героев являются лепреконы — сказочные башмачники, владеющие спрятанным горшком с золотом. Если удачливому искателю сокровищ удастся поймать лепрекона, то это существо должно рассказать человеку, где спрятаны его сокровища. Впрочем, если вы вдруг поймаете башмачника, то помните, что полностью верить ему не следует, — эти человечки злокозненны и проказливы и легко могут обмануть доверчивого искателя сокровищ.

Говорят, что лепреконы вошли в празднование Дня святого Патрика совсем недавно — компаниям, которые продают открытки на этот праздник, требо вался симпатичный персонаж, который мог бы появиться на рисунках. А суровый, хотя и добрый, проповедник святой Патрик не совсем подходил для этой роли. На рисунках лепреконы, как правило, одеты в остроконечную шляпу и кожаный фартук.

Счастье в День святого Патрика можно обрести и иначе — стоит только найти четырехлистный шэмрок. Такой листочек клевера приносит удачу всегда, но в День святого Патрика такое счастье удваивается. Не­ понятно только, что же делать жителям северных стран, где этот праздник приходится на холодное начало весны, когда клевера на лугах и в помине нет.

Впрочем, существует и еще один прекрасный способ: нужно только облачиться в День святого Патрика в зеленую одежду — цвета весны, шэмрока и Ирландии. А люди, гордящиеся своими корнями, в этот день выходят на улицу для участия в параде с плакатами: «Поцелуй меня, я — ирландец!»

 


For the good are always the merry,
Save by an evil chance,
And the merry love the fiddle,
And the merry love to dance:

From “The Fiddler of Dooney” by W.B.Yeats

Ирландские танцы и музыка

Первые сведения об ирландских танцах датируются XI в. С этого времени есть первые сведения о танцевальных вечеринках ирландских крестьян, которые называются feis, (произносится [фещ] ), однако описание самих танцев впервые появилось в середине XVI в. и было довольно пространным и неясным. Описанные ирландские танцы включали в себя групповые танцы, которые разделялись на "длинные" танцы (танцоры выполняли движения,стоя длинными шеренгами друг напротив друга), "круглые" танцы (исполняли фигуры, стоя парами по кругу), а также танцы с мечами. Не совсем ясно, какие из танцев, описанных в то время, были собственно ирландскими, а какие явно появились в Ирландии под влиянием французских и шотландских танцев. В любом случае это были скорее прародители современных сэт-танцев и кейли танцев. Однако для всех древних ирландских танцев были характерны быстрый темп и приставные шаги. Некоторые танцы были настолько популярны, что пересекли море и были заимствованы англичанами. Так, часто упоминающийся английский деревенский танец Trenchmore - это ирландский Rince mor, то есть "длинный танец" в линию.

В ходе английской колонизации усиливались гонения на все проявления ирландской культуры. Карательные законы, которые были введены англичанами в середине XVII в. запрещали обучение ирландцев чему-либо, в том числе музыке и танцам. Поэтому на протяжении более чем 150-ти лет ирландским танцам учились тайно. Танцевальная культура существовала в виде тайных занятий, которые проводили в деревнях бродячие учителя танцев, (так называемые мастера танцев) и в виде больших сельских вечеринок, на которых люди танцевали в группах, часто под руководством тех же мастеров. Сохранились сведения о том, что на сельских вечеринках долгое время существовал обычай выставлять "в дозор" поодаль от остальных танцующих смышлёного мальчика-танцора. Завидев неприятеля, мальчик должен был сделать столько условных движений, сколько видел на дороге солдат, а дальше взрослые сами оценивали, насколько это опасно для их занятий. Также мастера танцев проводили занятия в переполненных пабах и просто на больших кухнях, стоя на столе или на днище большой бочки.

Появление мастеров танца в первой трети ХVIII века положило начало современной танцевальной школе. Обычно щеголеватые мастера, одетые по последней моде, ходили из деревни в деревню, останавливаясь в одном из домов. Причем давать у себя приют учителю танцев считалось большим почетом. Мастер танцев обычно нанимался на месяц. На исходе третьей недели ему платили за обучение танцам, а в конце четвертой недели платили аккомпанирующим музыкантам. Поэтому многие учителя танцев старались совмещать профессии танцора и музыканта, сначала показывая движения, а затем аккомпанируя своим ученикам на арфе или волынке, а позднее на скрипке. Каждый учитель собирал учеников в условленном месте и учил их простым "модным" танцам из своего репертуара. Именно благодаря мастерам танца появились известные нам формы джиги и рила. Все движения объединялись в танце в элементы, каждый был рассчитан на 8 тактов музыки и назывался "шаг" или "стэп". Поэтому в отношении джиг и рилов, которые изначально преподавали мастера танцев, а позднее также и в отношении хорнпайпов употребляется термин "стэп-танцы". Важно понять, что ирландские "стэп-танцы" изначально связаны именно с "шагами"-элементами по восемь тактов, а не с "чечёткой" - ударами ногами в жёсткой обуви, что у нас принято понимать под словом "стэп". Хотя, конечно, такие удары входят в "шаги" современных танцев в жёсткой обуви в виде движений.

В то время массовые танцы регулярно пытались запретить не только английские власти, но и находившиеся под запретом, но пользовавшиеся большим авторитетом католические священники. Они считали "распутными" движения руками и ногами во время танца. Поэтому в изначальной, старой школе ирландского танца танцоры всё время держали руки неподвижно. В прочем, некоторые исследователи говорят, что требование фиксировать руки вводили и сами мастера, прежде всего не из-за запретов церкви, а специально, чтобы усложнить танец и повысить самоконтроль и привлечь внимание зрителей.

Лучшие из танцевальных мастеров в конце XVIII в. начали создавать первые танцевальные школы, из которых наиболее известны были школы на Юге в графствах Керри, Корк и Лимерик. Существовали знаменитые школы и в других городах. Каждый мастер мог придумывать свои движения (прыжки, подскоки, повороты). Разные школы отличались набором движений, используемых в танцах.

Часто танцевальные мастера старой школы проводили соревнования между собой, причем победителем считался тот, кто мог использовать в танце большее количество шагов и прыжков, чем его соперники, а не тот, кто, скажем артистичнее танцевал или чище выполнял движения. А проигравший вместе со своей школой должен был уйти из города или деревни, где проводились соревнования и освободить место для победившего мастера и его учеников. Так первые танцевальные соревнования между мастерами служили не только для выявления лучшего, но и для раздела сфер влияния между школами.

В начале XIX в. в ирландских деревнях и маленьких городах стали также популярны соревнования "на пирог". Большой пирог ставился в центре танцевальной площадки и служил призом для лучшего танцора, который в итоге и "брал пирог". Стиль сольных танцев, который принесли танцевальные мастера, получил название Sean-nos или старая школа (манера).

Сольные танцы оставались уделом мастеров. Подготовка лучших учеников шла во время массовых групповых танцев, переосмысленных на ирландский лад французских кадрилей и котильонов, которые позволяли приобщить к танцам множество людей, составить новые пары, выявить лучших. Со временем каждый из учеников, твёрдо запоминавший последовательность движений в танце, мог сам стать инструктором. Жёстко определенная последовательность исполняемых шагов послужила основой для групповых сет-танцев и произошедших от них в период создания гэльской лиги кейли-танцев, которые развились из элементов стэп-танцев и французских кадрилей.


Современный период в ирландских танцах начинается с конца XIX в. В это время была создана Гэльская Лига, которая поставила своей целью сохранение и развитие ирландского языка и культуры, в том числе музыки и танцев. В то же время функционеры Гэльской Лиги в подавляющем большинстве были увлечёнными городскими интеллигентами, кропотливо исследовавшими, но не всегда ясно представлявшими себе реальные традиции, которые они при том идеализировали. Их кропотливая работа часто сводилась не только к сохранению и обогащению существовавших традиций, но и к искусственному объединению их в рамках нового, часто спорного, но единого для всех свода правил. Однако такой спортивный подход был очень удобным для повышения зрелищности и для проведения соревнований. В 1929 г. была основана Комиссия Ирландских Танцев для установления единых правил исполнения танцев, проведения соревнований и судейства. В это время значительно изменилась техника танца. Танцевальные школы получили возможность использовать большие залы и широкую сцену. Это дало возможность танцорам свободно двигаться, не боясь слететь со стола или большой
бочки, как их предшественники сто и более лет назад. Танцоры перестали сознательно ограничивать себя в пространстве и движении, и это обогатило ирландские танцы множеством новых шагов и прыжков, включая проходы по всей сцене. Окончательно закрепилось правило держать руки строго вдоль тела. Но различные региональные "стойки" существуют до сих пор. Тело танцора стало полностью неподвижным, а чёткая работа ног стала главной особенностью танца.

Об ирландской музыкальной традиции Раннего Средневековья сохранилось очень немного свидетельств. Гиральд Кумбрийский сообщает о том, что ирландцы всегда были особенно сильны в этом искусстве, и их мелодии были столь нежны и упоительны, что сравниться с ними могло лишь ангельское пение. Самыми популярными инструментами были, согласно латинским хроникам, цитра и тимпаны (в действительности, судя по всему, это были ранние варианты кельтской арфы и флейты). Нечто вроде кельтской арфы изображено на Южном Кресте из Килдера; и в руках у псалмопевца Давида с Креста из Улларда можно также видеть арфу характерной «ирландской» формы. Мы не знаем, разрешалось ли использовать эти инструменты во время богослужений, но, без сомнения, ирландские монахи и клирики питали к ним большое пристрастие – известно, что многие пилигримы непременно брали с собой в странствия арфу. Впрочем, некоторые из Святых, как, к примеру, Брендан из Клонферта, предостерегали своих учеников от чрезмерного увлечения звуками земных инструментов, дабы они не помешали им услышать музыку небес.

То, что Ирландию называли когда-то «островом святых и ученых», сегодня стало своего рода общим местом, и ученые склонны скорее преувеличивать, чем преуменьшать ее роль в развитии европейской цивилизации Раннего Средневековья. Сегодня странно себе представить, что  когда-то об этой роли забыли столь основательно, что вспомнили о ней вновь лишь к концу XVIII века, и Европа сильно удивилась этому новому «открытию Ирландии». В XIX веке кельтологи, историки искусства и специалисты по церковной истории всерьез занялись этой темой. Однако, и здесь не обошлось без изрядной доли субъективности – былая «ирофобия» сменилась «ироманией», и понадобилось время, чтобы на место пылкой увлеченности пришел взвешенный и объективный взгляд на предмет. Несомненно, Ирландия периода Раннего Средневековья не была «лучом света», озарившим пресловутые «темные века» Европы (которые на самом деле отнюдь не были «темными»). Но несомненно и то, что ее влияние на средневековую европейскую культуру было столь же велико, сколь и плодотворно, чему имеется немало убедительных и ярких доказательств.

Источник: http://www.irish.ru/index.php - Ирландский доброволец – Центр ирландской культуры в России


Музыкальная Ирландия

Сегодня наши соотечественники имеют возможность путешествовать по всему миру. И каждый из них в выборе страны для поездки руководствуется не только желанием увидеть ту или иную достопримечательность, но и своими увлечениями или профессиональными интересами. Так, например, большое количество людей творческих теперь может демонстрировать имеющиеся таланты и достижения не только у себя на родине, но и за ее пределами.

Италия, Франция, Греция, Германия… В современном мире так много стран, в которых проводятся разного рода международные фестивали. Танцоры, певцы, фольклорные коллективы, фотографы, мастера народных промыслов в наши дни могут блеснуть своим умением и исполнительским мастерством на международном уровне.

И очень много возможностей для развития и демонстрации талантов можно найти в Ирландии. Здесь музыкальная жизнь так и кипит. Два главных города этой страны, Дублине и Корк, периодически становятся местом проведения самых разных музыкальных фестивалей.

В Дублине проходят очень известные мероприятия: Международный фестиваль-концертный тур «PUB MUSIC FEST», Международный Конкурс вокалистов имени Вероники Данн, Международная программа-концертный тур «Кельтский орнамент», каждое из которых уже имеет своих поклонников и собирает большое количество участников.

Международный фестиваль - концертный тур «PUB MUSIC FEST» проходит в Дублине каждый год. Сюда собираются солисты и коллективы, исполняющие live music. Задача фестиваля – популяризация творчества взрослых любительских и профессиональных коллективов и солистов.

В процессе проведения этого международного фестиваля его гости и участники могут познакомиться с культурным и историческим наследием Ирландии, увидеть ее главные достопримечательности: Собор Святого Патрика, Дублинский замок, Собор Христа.

А в самом конкурсе принимают участие вокалисты, исполнители - инструменталисты, танцоры. Здесь можно увидеть выступления народных и джазовых коллективов.

Для любителей классики неизменно интересным становится Международный Конкурс вокалистов имени Вероники Данн, который также проходит в Дублине. Здесь соревнуются оперные певцы, исполняя арии, романсы, оратории таких композиторов, как Моцарт, Гендель.

Еще одно дублинское событие – Международная программа-концертный тур «Кельтский орнамент». К участию в этом фестивали допускаются артисты возрастом от 5 лет! «Кельтский орнамент» призван популяризировать любительские коллективы детского и юношеского творчества. Фольклор, этнография – вот направления, в которых работают артисты данной программы.

Музыкальные фестивали в Ирландии разворачиваются на фоне необычно красивых пейзажей и старинных построек. Посетив фольклорный праздник или классический конкурс, вы так или иначе соприкоснетесь на ирландской земле с бурной историей этого острова, особенностями ирландского характера и укладом жизни этого народа.

Увидеть настоящую Ирландию можно, посетив второй по величине город страны Корк. Он расположен на побережье и манит туристов старинными замками Десмонд и Блэкрок, Собором святого Финбара; галереями Кроуфорд Арт и Фиркин Крейн Сентр.

Более пятидесяти лет в этом городе проводится Международный Хоровой Фестиваль, на который съезжаются любительские хоры и хореографические коллективы со всего мира. Мероприятие проходит в Городской Ратуше города Корк, в нем принимает участие до 5000 артистов. Хоры всех категорий выступают a cappella. Звучат произведения как современных композиторов, так и авторов, творивших до 1750 года.

Графство Корк – место проведения и Международного фестиваля фольклора. Летом здесь обычно ждут музыкальные, вокальные, хореографические и фольклорные группы, коллективы аутентичного и сценического фольклора.

Ирландия помогает певцам, музыкантам и танцорам не только показать талант, но и многому научиться. Здесь действуют такие учебные заведения, как Летняя школа Джоу Муни в Драмшенбо, графство Летрим. Здесь преподают ирландскую музыку и танцы всем желающим, несмотря на возраст и уровень подготовки. В Летней школе Джоу Муни учат танцу, вокалу, игре на кнопочном аккордеоне, концертино, скрипке, флейте, уистле, волынке, арфе, баяне, банджо, мандолине, бойране.

В Дублине открыта Школа музыки и актерского мастерства, где нет возрастных ограничений при поступлении, а занятия с педагогами проходят в индивидуальном порядке. Программы обучения есть по таким предметам, как фортепиано, вокал, кларнет, саксофон, гитара; гармония, теория, пение нот с листа, композиция. В школе есть и свои языковые курсы.

Получить профессиональные уроки хореографического мастерства в Ирландии можно в Дублинском Колледже Последипломного Образования. До 3 лет здесь можно заниматься классическим балетом и современными техниками танца, повышать хореографическую квалификацию.

Курс обучения предполагает изучение всех аспектов и стилей хореографии; прохождение практики в Королевской Академии Танца (Лондон) и Имперском Обществе Учителей Танца (Лондон).

Для того чтобы попасть на ирландский международный музыкальный фестиваль в качестве участника или зрителя, достаточно обратиться в специализированный центр, занимающийся организацией таких поездок. Эти же организации помогают оформить и выезд на учебу.

Статья предоставлена компанией Арт-центр -
организатором международных музыкальных фестивалей и конкурсов.


Кельтские застольные песни (pub songs) и любовные песни (love songs):

If We Only Had Old Ireland

Wild Rover

Courtin in the Kitchen

Rose of Tralee

Spinning Wheel

Gentle Mother

Wheskey on a Sunday

Black Velvet Band

Sweet Forget-Me-Nots

The Mountain Dew

Значок возле аудиофайла означает, что текст этого произведения есть в разделе "Тексты песен" (или что такой текст в принципе есть у меня, хотя и не выставлен).


Joseph "Joe" Francis Robert Dolan

(16 October 1939 – 26 December 2007)

Джо Долан был известным ирландским исполнителем популярных песен. Долан сначала работал как композитор в Westmeath Examiner. Его исполнительская карьера началась в начале 1960-х гг., когда он вместе с братом поступил в группу The Drifters.

Его величайшим хитом стала песня «Сделай меня островом» (авторы Альберт Хаммонл и Майк Хэзлвуд), которая заняла третью строчку хит-парада Великобритании в 1969 году и первые места в хит-парадах 14 стран.

Он был очень популярен в Ирландии и среди ирландских эмигрантов с 1964 по 1980-е годы. Он много гастролировал и несколько раз давал концерты в Лас-Вегасе.

В 1978 г. Долан стал первым западным поп-певцом, выступившим в Советском Союзе.

В 1997 г. он перезаписал «You're Such A Good Looking Woman» в качестве благотворительной записи вместе с Dustin the Turkey, и она стала номером один в хит-параде Ирландии.

Джо Долан никогда не был женат. Он ушел из жизни 26 декабря 2007 г. в Дублине.

По материалам Wikipedia (перевод автора сайта)


В нашей стране Джо Долан был известен в 1970-х гг., пожалуй, не более чем парой песен: «Ты такая красивая» («You're Such A Good Looking Woman») и «Леди в голубом» («Lady in blue»).

Хотя его творчество можно назвать интернациональным, но все же важнее было то, что он всегда оставался истинным ирландцем. Недаром его так обожали соотечественники по всему миру.

Westmeath bachelor - ирландская застольная песня

Pretty brown eyes - звучит, как классическая ирландская любовная баллада

Lady Laura

Make me an Island

You are such a good looking woman

Lady In Blue

You and the looking glass

My own peculiar way


Поделиться в социальных сетях:


Полезные ссылки:


Copyright © 2006-2014 Elena_M. All rights reserved.