Музыка Планеты: ретро-музыка России и мира


Музыка Португалии

Португалия - самая западная страна Европы, откуда в эпоху географических открытий отправлялись на завоевание новых земель мореплаватели. Тогда страна была одной из крупнейших метрополий мира. Сейчас колонии отпущены на свободу, а Португалия превратилась в страну, куда щедрое солнце, 850 км пляжей, многочисленные памятники европейской культуры привлекают иностранных гостей...

Португалия небольшая страна, и за один день можно объехать несколько старинных городов – Алкобасу, Баталью, Томар, - чтобы увидеть монастыри XII - XIII веков, В Коимбре посмотреть на один из старейших университетов Европы и заехать в деревню Фатима, известную благодаря тому, что в 1917 году местным детям являлась Богородица. Провинция Рибатежу недалеко от Лиссабона - страна португальских ковбоев, где устраивают корриды без летальных исходов и бега с быками и лошадьми, Очень интересен средневековый город на севере Португалии - Порту, давший свое имя портвейну и самой Португалии. Рядом с ним протянулись «винные» провинции долины реки Дору. Сюда едут дегустировать вина и осматривать барочные города...

Nota Bene: Оригинал данной страницы и все музыкальные файлы находятся по новому адресу Музыка Португалии

Nota Bene: The original page and all the mp3s are located now over there: Portuguese music / Fado


Важнейшие исторические события

Археологические раскопки показывают, что первобытные люди поселились на земле современной Португалии еще в эпоху палеолита. Во второй половине I тысячелетия до н. э. здесь осели кельтские племена, в IV - III в. до н. э. большинство населения составляли уже лузы, или лузитане, происхождение которых наукой достоверно не установлено. Они-то и дали стране ее первое древнее название - Лузитания. В начале II в. до н. э. на Пиренейском полуострове появились первые отряды завоевателей – римлян, которым местные жители оказали упорное сопротивление. В 147-136 гг до н. э. против римского владычества произошло крупное восстание лузов, которое возглавил вождь Вириату. После его гибели римлянам удалось покорить всю мятежную страну, ставшую римской провинцией Лузитанией. Ее южная часть была впоследствии сильно романизирована, руины римских храмов и акведуков можно видеть в Португалии и поныне.

В первой половине V в. н. э. сюда пришли новые завоеватели - германские племена свевов, включившие эту территорию в образованное ими королевство. Во второй половине V в. н. э.. племена свевов были вытеснены германцами-вестготами. Наконец, в 713-718 гг. эти земли были завоеваны арабами и североафриканскими берберами (маврами, как их называло местное население).

Непрекращавшаяся борьба против пришельцев, создавших поначалу на Пиренейском полуострове сильные мусульманские государства, особенно активизировалась в X в., когда начался, процесс вооруженного освобождения испанских и португальских земель от иноземного владычества мавров.

В 1139 году было разгромлено войско мавров, и эту дату можно считать временем начала португальской государственности. Конец 15 в. - начало 16 вв. идет укрепление централизованной абсолютистской монархии.

Удобное географическое положение, высокое искусство мореплавания португальцев, экономические нужды стимулировали организацию многих морских экспедиций, ознаменовавших начало Великих географических открытий. Завоевание земель привело к расцвету военно-морской мощи Португалии, которая в первой четверти XVI века превратилась в крупнейшую колониальную державу тогдашнего мира, Особую роль в это время сыграл крупный государственный деятель и ученый Португалии - принц Генрих (Энрике) Мореплаватель, исторической заслугой которого является создание известной школы мореходов в южном городке Сагрише и организация строительства необходимого для океанских путешествий флота. Португалия постоянно соперничает с соседней Испанией, оспаривая у нее положение самой крупной морской державы того периода, В 1494 году по договору Тордесильясе Португалия и Испания буквально «делят между собой весь обитаемый мир». За Португалией признается право на монопольное владение «всеми морями и землями, расположенными к востоку от 50 градуса западной долготы».

Открытие Васко да Гамой морского пути вокруг Африки в Индию в 1498 г. положило начало португальской экспансии в Восточную Африку и Южную Азию. В 1500 г. Кабрал открывает богатейшую Бразилию. В 1515 г. португальцы обосновываются на островах Малайского архипелага, завязывают торговлю с Китаем, а через некоторое время почти вся торговля с Востоком переходит в их руки. Эксплуатация захваченных земель, расхищение их природных богатств, работорговля дают громадные прибыли. Однако сокровища, хлынувшие из колоний, привели лишь к временному расцвету португальской экономики, так как король и его окружение, имея казавшиеся неисчерпаемыми внешние источники доходов, не были заинтересованы в развитии ремесел и промышленности, в развитии капиталистического способа производства. Не имела Португалия в то время ни сырья, ни искусных рабочих, как, например, Англия. Богатства колоний бездумно расточались на роскошь, на поддержание блеска королевского двора. Это и явилось главной причиной последующего упадка Португалии во второй половине XVI в.

На арене колониальных захватов появились более сильные империи - Англия, Франция, Голландия, в борьбе с которыми Португалия начала терять свои владения.

Идут годы застоя и борьбы. 4 октября 1910 года свергнута монархия и 5 октября провозглашена республика.

В начале Второй мировой войны Португалия формально объявила о "нейтралитете". На деле она активно сотрудничала с фашистскими державами... После войны страна в 1949 г. присоединилась к НАТО.

В стране идет борьба за подлинную демократизацию всей политической жизни. 25 апреля 1974 года Движение вооруженных сил возглавило успешное выступление военных, получившее поддержку народа. В результате в стране были восстановлены основные политические свободы, ликвидированы атрибуты фашистского государства...

Население Португалии в национальном отношении исключительно однородно, 99,7% его составляют португальцы. Государственный язык страны - португальский, относится к романской группе индоевропейской семьи языков.

История формирования португальского языка уходит в далекое прошлое, во времена Римской империи, когда-то заселявшие земли нынешней Португалии лузитаны подвергались романизации, восприняли культуру и, прежде всего, народно-разговорный латинский язык римлян. Более поздние завоеватели этих земель - германские племена и мавры, естественно, также оказали влияние на формирование языка местного населения, но не изменили его первоначальной основы. Письменное выражение португальский язык получает в пору первого португальского государства, ядром которого было португальское графство со столицей в Порту. Именно язык этой области, выделенной из части Галисии в междуречье Минью и Дору, распространился с севера на юг по всей стране и стал называться португальским.

Основой материальной и духовной культуры португальцев является романская культура, испытавшая в ходе становления и развития португальского государства влияние многих культурных компонентов, привнесенных и завоевателями португальских земель, и народами захваченных португальцами обширных владений. Разные исторические судьбы северных и южных районов страны, определившие общественные и экономические особенности каждой из этих частей Португалии, породили в свою очередь некоторые различия в материальной и духовной культуре португальцев Севера и Юга. На Юге, например, более заметны черты арабской культуры, которая длительное время оказывала здесь свое влияние.

И быт, и традиционные формы их общественной жизни носят своеобразный характер. Особенностью является большее, чем где-либо в других странах Европы, влияние католической церкви на самые различные стороны жизни населения. В дни праздников во многих городах страны устраивается коррида. Любимое зрелище - футбол. Яркой самобытностью отличается культура Португалии в самых различных направлениях: музыка, живопись...


Кварталы Лиссабона: Байру Алту, Алфама и Морария

Старинный ажурный подъёмник, построенный в 1902 году одним из учеников Эйфеля, соединяет деловую Байшу с Байру-Алту («Верхний Квартал»), тоже застроенным домами восемнадцатого века, но это уже культурно-развлекательная часть города. Несколько театров, многочисленные кафе и рестораны, зачастую предлагающие посетителям послушать «фаду» - меланхоличные португальские городские романсы. Придя сюда днем, Вы удивитесь тихой провинциальности здешней атмосферы, но вечером улицы Байру-Алту оживают, наполняясь шумным весельем.

О бурной ночной жизни города нужно сказать особо. Эстетика современных ночных клубов здесь мирно соседствует с местным колоритом - и, выйдя из модного бара, Вы можете оказаться у дверей ресторана, где поют знаменитые португальские "фаду", печальная красота которых трогает местных жителей и поражает воображение путешественников.

Во многих фаду поется о квартале Алфама - одном из старейших в городе , и о другом известом квартале - Морария, где звучат гитары и слышатся грустные звуки фаду. Название городского квартала Алфама и запутанный лабиринт его средневековых улочек - свидетельство периода арабского владычества. Лишь в 1147 г. Альфонсо-Энрике во главе мощного войска крестоносцев, направлявшихся освобождать Святую Землю, победил арабов и вернул город в лоно христианства.

В Алфаме в основном живут бедняки. В некоторых квартирах нет даже водопровода.


Народная музыка из региона Минью (на севере страны)

Исполняет группа танца и песни из Гамелиньяш да Пальме (г. Барселуш)

O senhora, dos Remedios

Regadinho

Padeirinha

Мелодии очень просты, а тексты длинны, что очень напоминает русские народные песни. Интересна манера исполнения - кажется, что солисты и, особенно, солистки поют прямо-таки на пределе голосовых возможностей человека.


Несколько примеров современной музыки Португалии (ХX век) :

Ó Malhão, Malhão (современное исполнение народной португальской песни)

Dá cá um beijo (поет Roberto Leal)

A cabritinha (поет Quim Barreiros)


Fado Portugues

Афины сотворили скульптуру, Рим измыслил право, Париж изобрел революцию, Германия открыла мистицизм. А Лиссабон что же создал? Фаду. И все потому, что Лиссабон сохранил еще изначальную томность света и свежести: невзирая на асфальт, на фабрики, на газовые фонари, на мощеные набережные, здесь весны все еще слушают слагаемые ветром стихи; на кровлях все еще целуются голуби; и все еще будто слышно в тиши, как воздух струится сквозь щели каменных зданий, словно живая кровь меланхолического города..

Португальский писатель Эса де Кейруш

Португальское фаду – неотъемлемая и почитаемая часть национальной культуры. Чтобы в этом убедиться, можно даже не говорить, что почти в каждом городе существуют “Дома фаду”. Достаточно того, что самая известная исполнительница фаду, чье творчество относится к классическим образцам жанра, Амалия Родригеш, стала одним из символов страны: в день ее смерти в стране был объявлен национальный траур, и Амалия стала первой женщиной, прах которой перенесли в португальский Пантеон. Как правило, фаду исполняется одним солистом, которому аккомпанируют две гитары. Правда, современные исполнители стали варьировать ансамблевый состав: в него могут быть включены скрипка, виолончель, аккордеон и даже фортепьяно. Но главным все равно остается голос, одиноко несущий свою грустную, меланхоличную мелодию. Название “фаду” берет свое начало от латинского слова «fatum» (судьба). Этот жанр можно определить как «Песнь о судьбе», о печальном прошлом, но с надеждой на будущее.

Хотя в Португалии имеются и другие виды народной музыки, фаду, несомненно, является самым представительным для этой страны, как фламенко для Испании. Возможно потому, что меланхолические звуки фаду являются такими различимыми, неизбежно сравниваемыми с блюзом. Пишут их в форме четырехстрочных стансов, в основе лежит какая-то романтическая история или просто сильное чувство. Фаду есть любовные, лирические, драматические. Все они - отражение души человека. Существует поверье, что фаду пели моряки, отправлявшиеся в опасные путешествия, оставляя своих любимых.

В действительности, фаду более всего локализовано в Лиссабоне и в университетском городе Куимбра. В Лиссабоне его можно услышать в кафе в кварталах Алфама и Морария, где, подобно фламенко, фаду представляло собой путь "ухода" от бедности. В Куимбре фаду более академично и ассоциируется со студентами, хотя оно и исполняется многочисленными профессиональными группами и артистами.

В Лиссабоне фаду можно услышать в специальных Домах Фаду в квартале Байру Алту - Casas de Fado или Adegas Tipicas. В Куимбре фаду можно услышать значительно реже, чаще всего в виде студенческой самодеятельности.

Происхождение фаду вызывает много споров и расхождений среди его поклонников. По одной версии, оно стало результатом взаимного влияния бразильской и португальской культур в африканских колониях. Можно считать, что фаду окончательно оформилось в середине девятнадцатого века, а своего расцвета достигло в начале и середине двадцатого века.

О чем поется в фаду? Фаду - это португальская версия блюза, песни-плача, с экзотическим средне-восточным чувством, в котором звучит призыв, трудно поддающийся определению. Подобно фламенко, фаду следует установившейся структуре, происходя от танцевальной музыки, на основе которой поются старинные или современные тексты. В нем поется о любви (чаще всего, несчастной), и о ностальгии (самое часто употребляемое слово - saudade), в основном о годах юности, тоске по дому, родным городам и улицам, песням родной земли, любви к отчизне.


Гитары Фаду - это отдельная особенность. Они выглядят как лютня, хотя более плоские по форме. Они в основном 12-струнные и звучат в сочетании с испанскими гитарами. Португальские гитары (Guitarra) назывались "kitara" и вели свое происхождение от египетских Hittites, которым более 3500 лет. Римляне ввели распространенное затем в средние века название citara,которое позже трансформировалось в многочисленные названия: cistre, sitar, cittern, cetera или citola. Самые распространенные формы китар в Европе - это, скорее, некое подобие лиры.

Инструмент, который в Португалии называют guitar или guitarra (от испанского) - это старинная виола (vihuela). Виола - инструмент в форме женского тела, ведет свое происхождение с полуострова Иберия и известна еще с 7 века. Инструмент не был заимствован от арабов, как и не был заимствован ими после их изгнания. Виола имеет плоскую форму, которая уже была известна более 1000 лет назад.

В ХХ веке окончательно оформились названия: португальский (иберийский) инструмент стал называться гитарой, а классическая испанская гитара, наоборот, стала называть виолой.

Прекраснейшие мелодии в исполнении группы инструменталистов, включающей португальскую и испанскую гитары, называются Guitarradas - Гитаррáдаш.

http://www.guitarra-portuguesa.com/port/index.html

Говорят, что португальская гитара обладает уникальным звуком, а рецепт ее изготовления остается секретом, который передается от отца к сыну из поколения в поколение. Голос «саудаде» - гитара - почти оказалась, было, на грани исчезновения, но ей удалось не только выжить, а даже стать культовым инструментом, избранным виртуозами классической музыки и исполнителями фаду.

Карлуш Паредеш, португальский гитарист, который буквально влюбился в этот инструмент, сказал как-то, что «...гитарист должен полностью поглощать, впитывать в себя гитару, для того, чтобы извлечь из нее звук... Сначала отец научил меня извлекать сильные, громкие звуки из гитары...»

Когда подобная гитара впервые появилась в Португалии, она была связана лишь с классической музыкой и некоторыми композиторами, писавшими пьесы исключительно для этой гитары. В середине 19 века, когда появилась легендарная исполнительница фаду Мария Севера, был создан миф о единстве гитары и фаду.

С того времени и по сей день португальская гитара – главный и почти единственный в своем роде лирический народный инструмент, который полностью исключен из участия в обрядовых или официальных церемониях. По словам Виега де Оливейра, эту гитару делят две абсолютно разные школы гитаристов и композиторов. Первая связана непосредственно с фаду, где инструмент служит и подчиняется голoсу фадишта. У второй царит звук гитары, которым наслаждаются виртуозы, такие как Карлуш Паредеш. Это и есть знаменитые Гитаррáдаш. Важно, что в обоих случаях португальская гитара утвердила и закрепила свое место на международной музыкальной сцене и ее символизм становится более прочным и продолжает приобретать культовый статус.

http://www.igrejabranca.ru/festas/guitarra.htm

Голоса Фаду.

Икона и идол фаду - это, несомненно, Amalia Rodrigues , которая активно выступала с 1936 по 1999 г. Первоначально ее обвиняли в отходе от классического исполнения фаду, однако впоследствии она сформировала то, что теперь считается "правильным" способом исполнения фаду. Другие известные имена - Maria Teresa de Noronha, Alberto Prado, Jose Alfonso и Carlos de Carmo. Среди гитаристов наиболее известным является Carlos Paredes .

Полезные ссылки

Fado - Links sobre a Guitarra Portuguesa e o Fado

Vozes Femininas Portuguesas

Recordar Amália

Проект португальского телевидения "Amalia, coração independente"

К 10-летию ухода Амалии из жизни - новости и мероприятия Португалии

Страничка Амалии Родригеш на сайте Мировой Золотой Фонд

Selestе Rodrigues (сайт о сестре Амалии Родригеш)

Амалия.fm - Фаду-online


Золотые россыпи Guitarradas

В них слышатся испанские, цыганские, аргентинские и русские мотивы, однако, уникальность их несомненна. Они не похожи ни на что на свете!

Sonhando com o Fado

(F. Carvalinho)

Rapsódia Antiga

(F. Carvalinho)

Fado Mouraria

(F. Carvalinho)

Meditando

(F. Carvalinho, music Armando A. Freire)

Bom dia, Ribatejo

(Jorge Fontes)

Despertador Musical

(Jorge Fontes)

A roda da Carrocel

(Jorge Fontes)

Pensando em Ti

(Jorge Fontes)

Rapsódia Portuguesa

(Antonio Bessa)

Variaçóes em mi menor

(Antonio Bessa)

Variaçóes em re maior

(Antonio Bessa)

Variaçóes em fa maior

(Antonio Bessa)


Непременно посетите мои сайты:

Любовь Орлова: сайт-портрет

Алла Тарасова: неугасимая Звезда


Copyright © 2006-2013 Elena_M. All rights reserved.
Hosted by uCoz