Светлый ангел духовной музыки
Говорят, Бог — это солнце, а любовь — лучи его. Можно ли представить солнце без лучей? Можно ли представить духовную музыку без Лусине Закарян? Невозможно. И чем больше слушаешь её ангельский голос, тем больший нисходит на тебя покой, тем большей гордостью за свою национальную духовную музыку наполняется сердце. Ибо преподносится она как должно. Потому что певица не только чувствует эту музыку, она верит в неё и передает эту веру слушателю. Она пела, отрекшись от всего земного, её чувства передавались нам, заставляя переживать те чувства, которые человек может испытывать разве что на небесах. «Моё представление о стране чудес — Армении — было бы неполным, если бы я не услышал пение этого настоящего чуда — Лусине Закарян», – так сказал о талантливой певице, чьё великолепное сопрано завладело сердцами многочисленных слушателей по всему миру, знаменитый американский художник Рокуэлл Кент.
Кстати, слово «луйс» в армянском языке означает «свет», поэтому Лусине по-армянски – то же, что по-русски Светлана.
Лусине Закарян (1937 - 1992)
В первый день лета Лусине Закарян исполнилось бы 75 лет (2012 г.). В Армении её называли не иначе, как «наша Лусине». Успех пришел к певице после первых же сольных концертов. Её пристрастие к музыке в детстве неудивительно: дед по материнской линии Иосиф Томашевич (польский армянин) блистал в Санкт-Петербургской опере, был не только партнёром Шаляпина, но его близким другом, стажировался в Италии, слышал великого Карузо. Бабушка была пианисткой, отец работал в симфоническом оркестре, мать играла на фортепиано. И, конечно, девочка, мечтавшая стать актрисой, блистала на всех детских мероприятиях в музыкальной школе.
В 1952 году семья Закарян переехала из Ахалцихе (армянонаселённый город в Грузии), где родилась Лусине, в Ереван. Через пять лет она блестяще закончила музыкальное училище и поступила в консерваторию. Её уникальный голос был настолько чарующим, что один из педагогов — руководитель церковного хора Эчмиадзина — пригласил её петь в этом коллективе. Два месяца она изучала духовные песни. А когда впервые выступила в храме, слушавший ее Католикос Всех Армян Вазген I был поражен звучанием её голоса. Вскоре она стала солисткой хора. В Эчмиадзине Лусине познакомилась с молодым семинаристом Хореном Паляном, впоследствии ставшим её мужем, увлеченным изучением армянской духовной музыки. Благодаря Паляну она глубже знакомилась с историей своего народа, его культурой, с армянским духовным песнопением, народными песнями. Окончание учебы в консерватории ознаменовалось выпускным концертом в Малом зале филармонии. Молодая певица исполнила произведения Рахманинова, Глинки, Римского-Корсакова, Даргомыжского, Балакирева, армянских композиторов Комитаса, Екмаляна, Мирзояна. Это был настоящий триумф!
Она продолжала петь в Эчмиадзинском кафедральном соборе, ездила с концертами по районам республики, но постоянно мечтала о большой сцене, где ее голос мог звучать во всей красе. Случай не заставил долго ждать. Лусине пригласили выступить в Большом зале филармонии на вечере, посвященном 95-летию Комитаса. Уже на второй день весь Ереван говорил о талантливой певице. Спустя месяц после концерта фортуна вновь улыбнулась Лусине. Маэстро Чекиджян, руководитель Государственной капеллы Армении, предложил ей выучить Реквием Моцарта — надо было заменить неожиданно заболевшую перед гастролями в Москве певицу. И вот зал им. Чайковского — неописуемый успех!
Дружба и сотрудничество певицы с маэстро Чекиджяном продолжались. Вместе с капеллой Лусине гастролировала во многих городах Советского Союза, за его рубежом, постепенно обретая мировую славу. И где бы ни звучали «Реквием» Моцарта, «Стабат Матер» Россини, произведения Верди, Форе, Перголези и других композиторов, они всегда производили на слушателя неизгладимое, завораживающее впечатление.
Особое место в творчестве Лусине Закарян занимает ряд концертов средневековой музыки в Союзе композиторов Армении, где она выступала вместе с прославленным органистом Ваагном Стамболцяном. Желающих послушать Лусине было так много, что однажды перед очередным концертом под напором почитателей разбилось стекло входной двери…
Шло время, популярность певицы росла. В августе 1965 года в Ереване проводились Дни Бенджамина Бриттена. Известный композитор вместе с Мстиславом Ростроповичем и Галиной Вишневской находились в Армении. На концерте в дилижанском Доме творчества Лусине Закарян исполнила два произведения Бриттена. Как отмечают очевидцы, автор был потрясен. Они цитировали знаменитого композитора: «Вы спели так, — сказал он, — как мне бы хотелось самому. Кажется, что эти песни я написал лично для вас». А после ереванского концерта он добавил: «Я слышал о богатом прошлом Армении и ее своеобразной природе, но у меня и в мыслях не могло возникнуть, что в городе, отделенном от нас тысячами километров, меня может ожидать такой приятный сюрприз: великолепная исполнительница моих песен».
Концертная деятельность Лусине Закарян продолжалась. Именно она возвратила народу духовные песни и показала их мировую значимость. В ее исполнении они обрели совершенно иное качество. В 1967 году Лусине Закарян получила почетное звание заслуженной артистки Армянской ССР, а вскоре вместе со своей подругой и аккомпаниатором Марианной Арутюнян подготовила концерт, посвященный 100-летию Комитаса. Еще в студенческие годы певица проявляла глубокий интерес к песням композитора и всегда включала их в свои концертные программы, исполняя с присущим ей мастерством. Постепенно умножался ее репертуар, в котором предпочтение отдавалось классической музыке — Бах, Гендель, Бетховен, Моцарт, Форе, Каччини, Перголези, Скарлатти, Глюк.
Колыбельная (Барсег Каначян)
Она также исполняла произведения западноармянских композиторов, подготовила целый цикл негритянских духовных песен. В 1972 году певица удостоилась высшей награды — ей было присвоено звание народной артистки Армянской ССР.
Интересный факт — Лусине была знакома с аргентинской певицей Лолитой Торрес. Когда они посетили храм Гегард, и Лусине исполнила несколько духовных песен, гостья долгое время не могла прийти в себя… Такое происходило со многими. Завороженные ее пением, они теряли контроль над собой. Так произошло с известным органистом Гарри Гродбергом, с которым Лусине выступала неоднократно. Певица исполняла «Колыбельную» Комитаса. Вдруг органист прекратил играть, повернулся к Лусине, слушая ее, «не отвлекаясь». Позже он признался, что такое с ним не случалось никогда… Особый настрой вызывали концерты, в которых Лусине исполняла «Аве Марию» разных композиторов.
Ave, Maria (И.-С. Бах - Ш. Гуно)
В памяти людей певица осталась скромной, доброй и отзывчивой. Одна из друзей Лусине и Хорена рассказала, как однажды, увидев в буклете в надписи об исполнителях «Колыбельной» свое имя первым, а после — Гоар Гаспарян, она смутилась и сказала: «Как же так, Гоар Гаспарян — недосягаемая вершина…».
Болезнь оборвала жизнь певицы в расцвете ее блистательного таланта в 55 лет. Когда она ушла из жизни, Его Святейшество Католикос Вазген I сказал: «На небе стало одним ангелом больше». Её творческая жизнь — самый высокий, чистый образец безупречной красоты и духовности.
По материалам газеты «Голос Армении» отредактировал и подготовил к публикации Аркадий Мовсесян (Ереван, Армения)
Лусине Закарян исполняет армянскую духовную музыку
Свят-Свят (отрывок из литургии М. Екмаляна)
Песня утренней зари (Н. Шнорали), XII век
Где ты, матерь?
Откройся, Господь!
Богоматерь
Мольба
Час отца
Господи, помилуй
вернуться на главную страницу раздела Музыка Армении
Поделиться в социальных сетях:
|