Понять греческую музыку, значит, почувствовать душу Греции
Музыка и танец - это душа, Психея греческого народа. Понять греческий танец, уловить ритм в чужой для непривычного уха музыке, - значить соприкоснуться с греческой душой, которая, как это ни удивительно, во многом родственна русской. Один мой знакомый грек выразил это ёмкой фразой: "Русские - это те же греки, только без денег". В России любого иностранца обязательно сажают пить водку - такая у нас система распознавания "свой-чужой". В Греции чужеземца ведут танцевать. Поэтому, если вы действительно хотите понять культуру этой древней страны, вам необходимо познакомиться с ее музыкой и танцами.
Греция и греки
(блог моей троюродной сестрёнки, умницы и красавицы, ныне живущей в Греции)
(пост на моем блоге Urbis et Orbis/ Городу и Миру)
Видео "Моя Греция" на Youtube.com
Важнейшие исторические события
Уже в 3 тысячелетии до н. э. на территории современной Греции существовала высокоразвитая цивилизация, которая подразделялась на критский, пелопонесский и микенский периоды. До вторжения дорийцев в конце 1-2 века до н. э. в Элладе (древнее название Греции) процветали ремесла и торговля, а также различные виды искусств.
После периода эллинических средних веков в 6 в. до н. э. наступил этап классической Греции, когда своего апогея достигла афинская демократия. После победы Греции над Персией в 500-449. до н. э. и создания Делосского союза во главе с Афинами на территории современной Греции сформировалось процветающее государство.
После ослабления Афин в результате войны с Коринфом (Пелопонесские войны 431-404 гг. до н. э.) выросла роль Македонии, правитель которой Филипп II сумел подчинить себе всю территорию современной Греции. Его сын, Александр Великий, проявив себя искусным полководцем, создал огромную империю, включавшую в себя, помимо Греции, Египет и Западную Азию и простиравшуюся до границ с Индией.
Во 2 веке до н..э. Греция попала под власть Древнего Рима, на который, со своей стороны, греческая цивилизация оказала огомное культурное влияние. Последние Олимпийские игры, состоявшиеся в 393 г. до н. э., явились символической датой окончания эры Древней Греции. После распада Древнеримской империи Греция оказалась в составе Византийского государства в 395 г. После нашествия на Балканский полуостров славянских, албанских, валахских племен, постепенно ассимилированных с местным населением, Греция была оккупирова на арабами в 9 в., затем болгарами в конце 10 в.
В начале 13 в. распространилось венецианское влияние на побережье Греции. Хлынувшие на территорию Византийской империи турки в 1460 г. захватили Грецию, которая оставалась под господством Оттоманской империи более трех столетий. Греческий народ, сведенный до положения рабов, неоднократно поднимался на борьбу против турецких завоевателей, однако только революция 1821 г. принесла Греции независимость, которую Турция признала в 1830 г. В результате Балканских войн в начале 20 в. Греческое королевство вернуло себе Македонию, Эпир, Крит и острова в Эгейском море.
После Первой мировой войны в стране возникли антимонархические настроения, в 1923 г, произошел государственный переворот, в результате которого царь Константин был вынужден отречься от трона в пользу своего сына Георгия II , а в 1924 г. Греция была провозглашена республикой. Политический кризис 1935 г. привел к реставрации монархии.
Отразив атаки итальянских войск в октябре 1940 г., Греция не смогла устоять перед немецким нашествием в 1941 г. После освобождения страны в 1945 г. боевые действия продолжались до 1949 г, между повстанцами Демократической армии Греции (коммунистами) и правительственными войсками, поддерживаемыми Великобританией.
21 апреля 1967 г. в стране произошел государственный переворот, в результате которого к власти пришла военная хунта, отменившая конституцию и парламентскую систему. В 1973 г. военные («черные полковники») отменили монархию, низложив царя Константина, который был вынужден покинуть страну еще в декабре 1967 г, В 1974 г. военная хунта была отстранена от власти, благодаря чему в страну смогли вернуться около 40 000 греков, бежавших от преследований режима. Состоявшийся в декабре 1974 г. референдум подтвердил отрицательное отношение жителей страны к реставрации монархии, и в 1975 г . принята новая республиканская конституция.
"Неархос Георгиадис рассказывает:
Греческая народная песня (многие называют ее рембетико) вызывает последнее время интерес не только в Греции. Ее изучают во многих университетах Европы, США, Австралии. Многие студенты, пишущие диссертации по этой теме, обращаются ко мне за помощью. Как древнегреческая культура основывалась на эпических поэмах Гомера, так современная греческая культура основывается на греческой народной песне. Я не сомневаюсь, что в будущем их будут признавать и изучать как сегодня поэмы Гомера.
Во многих странах (в Финляндии, Швеции, Австралии, США) существует не просто теоретическое изучение этой музыки, но и живое ее исполнение группами, которые играют на бузуки (греческий народный инструмент, напоминающий мандолину). В одном документальном фильме греческого режиссера я видел финские группы, которые раньше играли джаз или свою этническую музыку, а теперь играют греческую народную музыку, используя бузуки.
У иностранцев сегодняшняя Греция ассоциируется с Парфеноном и бузуки. Я спрашивал музыкантов, почему они так любят играть на бузуки, а не на скрипке или фортепьяно? Они отвечали, что на этом инструменте можно одновременно играть мелодию и держать ритм. Бузуки можно легко сочетать с другими инструментами: гитарой, аккордеоном, фортепьяно. Бузуки передает мелодию тонко и скромно.
Иногда в начале и часто в середине песен слышны отдельные музыкальные фразы разных инструментов в стиле импровизации, то есть таксими . Это своего рода введение в атмосферу песни, которое задает ее тему. Затем идет мелодия, как правило, танцевальная. В Греции принято, что люди встают и танцуют".
"Танец хасапико (мясников) распространен на Балканах. В Сербии его можно встретить как сербский. В Румынии его же называют "хора". Русский казачий танец тоже родственен этому ритму. В византийское время в Константинополе было много мясников. В 800-1000 гг. н.э. мясники Константинополя, как и люди других профессий, создавали свои профессиональные группы. В группу мясников входили многие национальности: греки, сербы, албанцы, румыны, влахи. Раз в год они устраивали свой праздник. Собирались сотни мясников, вставали в круг и танцевали. Хасапико - один из основных ритмов греческих народных танцев.
Другой танец - зейбекико. Зейбеками называли партизан, которые жили на территории Малой Азии. Они носили короткие штаны, чтобы показать, что у них светлые ноги и они не турки. И они надевали несколько фесок одна на другую для отличия от турок. На поясе они носили очень много оружия. Правители Османской империи уничтожали зейбеков, а греки Малой Азии их любили и переняли их танец.
Рембетико - это классический этап развития греческой народной городской песни. Рембетис (от древнегреч. - мотаюсь, скитаюсь) - это человек, который без особого смысла мотается по жизни, без цели. Он живет беспорядочно. Он не ведет хозяйство, не может жить только с одной женщиной, не хочет каждый день ходить на работу. Он любит петь, танцевать, курить кальян, устраивать драки. Такие привычки появились в османское время.
Иногда рембетис назывался даис (от турец. - удалой, бравый парень) - тот, кто решал проблемы силой, не обращаясь к властям. В других случаях рембетис назывался мангас (от испан. - группа вооруженных людей), или клефтис ("вор", партизан). Во время греческой революции мангасы становились партизанами. Часто рембетис являлся бербандисом (от турец. - бабник), поэтому понятно, что многие песни имеют любовную тему.
Еще один ритм - цифтэтэли - эротический танец. Он развился из танца живота. Когда одна женщина танцует, она привлекает внимание и приглашает какого-то мужчину. Когда танцуют мужчина и женщина в паре - это имитация любви. Цифтэтэли берет свое начало от древнего танца кордакас. В древней Греции запрещалось танцевать его публично. За нарушение могли арестовать. Раньше цифтэтэли часто приводил к дракам, если к женщине подходил чужой мужчина. Сегодня мы стали европейцами и танцуем все вместе, без драк.
Большинство греческих народных мелодий - танцевальные (95 песен из 100). Дело в том, что профессиональные музыканты играли на праздниках, свадьбах, в музыкальных кофейнях, тавернах, ресторанах. И в интересах исполнителей было, чтобы людям нравилась музыка, чтобы они вставали, танцевали, заказывали любимые мелодии и соответственно за них платили. И заказывали и платили не раз!
Один из основных ритмов, на котором основаны народные песни, - сиртос. Это самый древний танец. Первый танцор ведет остальных. Это основной групповой танец, который греки исполняют на свадьбах. На древней керамике вы можете увидеть воинов, которые танцуют сиртос. Сохранилась надпись (примерно 300 г. н.э.), где говорится, что сиртос - самый патриотический танец.
Греческие народные песни воспевают все сферы человеческой жизни. Шло время, и менялись темы. В 20-е гг. основной герой был беженцем из Малой Азии. В 30-е гг., во время экономического кризиса в Греции, герой песен - рембетис. В 40-е гг., во время фашистской оккупации, в центре внимания - партизан. Позже, во времена гражданской войны, песни говорят о борьбе против государственной армии. В 50-60-е гг. герой - рабочий. Смена общественных условий, взглядов людей и их проблем находила отражение в народных песнях. И, конечно, всегда популярными оставались песни о любви".
Йоргос Даларас, пожалуй, самый знаменитый из современных греческих певцов, который старается сохранять древние традиции и исполняет народные песни различных регионов страны.
Видимо вследствие долгого турецкого владычества в греческой народной музыке, песенной и танцевальной, часто отчетливо слышны арабские мотивы. Простые греки обижаются, когда им говорят об этом. Но что делать, из песни слова не выкинешь, а из истории не выкинешь страниц, какими бы печальными или трагическими они ни были.
(Г. Музакис, слова народные, исполняет Нани Брегвадзе)
Агнес Бальтса (Agnes Baltsa) - оперная певица. В ее обработке народные песни, нисколько не утратив оригинальности звучания, приобрели изысканность классики. И все это благодаря ее хорошему вкусу, а также безусловному уважению и любви к народной музыке.