Музыка Планеты: ретро-музыка России и мира


Paul Robeson - Voice of America

(Пол Робсон - Голос Америки)

09 April 1898 – 23 January 1976

В Советском Союзе его звали не Пол, а Поль Робсон. Его знали и обожали все, взрослые и дети, его узнаваемый голос звучал на пластинках в каждом доме нашей страны.

Если Ф. Шаляпин - это гениальное исполнение, то Пол Робсон - это гениальный голос. Возможно, красивейший бас-баритон ХХ столетия. Изумительное сочетание сочности и густоты баса с звонким металлом баритона производит необыкновенное впечатление.

После перевода этого материала я узнала, какой многогранной и талантливой личностью он был. Хотя и попал под харизматическое очарование самого кровожадного из наших вождей. Но мое восприятие его голоса измениться не может. Для меня Поль Робсон - это лучший, единственный и неповторимый, золотой Голос Америки.


Настоящее имя - Paul LeRoy Bustill Robeson

Пол Лерой Бастил Робсон (09.04.1898 – 23.01.1976) – мультиязычный американский актер, спортсмен, бас-баритон, концертный певец, писатель, активист движения за гражданские права, путешественник, обладатель Медали Спингарна и лауреат Сталинской премии.

Робсон родился в Принстоне, штат Нью-Джерси. Его отец, Уильям Дрю Робсон, сбежал с плантаций Северной Каролины, где он родился в семье рабов. Отец окончил Университет Линкольна (Пенсильвания) и стал католическим священником. Мать, Мария Луиза Бастил, происходила из аболиционистской квакерской семьи.


В 1945 году Пол с отличием окончил Высшую школу Соммервиля, Нью-Джерси, где он не только блестяще учился, но и пел, играл в спектаклях и занимался спортом.

Пол Робсон получил стипендию в Рутгерском Университете. Он был третьим афро-американским студентом, принятым в Рутгерс, и был единственным черным студентом в течение его периода обучения в университетском кампусе. Он был одним из четырех студентов, избранных в 1919 году в Рутгерское Почетное общество «Берета и Черепа». Именно он произносил прощальную речь для своих однокурсников, призывая их «принять новое видение».  

Замечательный спортсмен, Робсон выиграл в общей сложности 15 университетских соревнований по футболу, бейсболу, баскетболу и легкой атлетике. За его достижения в футболе он дважды входил в состав лучшей всеамериканской сборной колледжей (1917 и 1918 гг.). Когда он пришел в Рутгерскую футбольную команду, другие игроки жестоко его избивали, даже вырывали ногти. Он выдерживал оскорбления, сохраняя достоинство. Его футбольный тренер позднее описал его как «величайшего игрока, похожего на рысь на футбольном поле». В последующем, однако, когда американское правительство запретило ему выезжать за пределы страны, его имя было вычеркнуто из списков лучшей всеамериканской футбольной сборной колледжей за 1917 и 1918 годы.


По окончании Рутгерского Университета Робсон переехал в Гарлем и поступил в Колумбийский Университет. Между 1920 г. и 1923 г. Робсон, чтобы оплачивать свое обучение на юридическом факультете, зарабатывал как спортсмен и актер. Он играл в Американской профессиональной футбольной ассоциации (позднее названной Американская футбольная лига) в составе «Акрон Прос» и «Милуоки Бэджерс». Он также работал помощником футбольного тренера в Университете Линкольна в Пенсильвании.

Он сыграл в 1922 г. в пьесе «Табу» в Нью-Йорке и Лондоне. В Колумбийском Университете он вступил в «Альфа-Фи-Альфа», старейшее межуниверситетское грекоязычное братство афро-американцев. Он окончил университет в 1923 году и поступил на работу в юридическую фирму «Стотсберри и Майнер» в Нью-Йорк-Сити. Робсону пришлось противостоять белому руководителю фирмы, который пытался диктовать свою волю новому работнику по причине его цвета кожи.

Позднее Робсон окончил Школу Восточных и Африканских исследований в Лондонском Университете.

Он женился на Эсланде Кардозо Гуде (1896-1965) в августе 1921 года. Она возглавляла патологоанатомическую лабораторию в Колумбийском пресвитерианском медицинском центре в Нью-Йорк-Сити. У Робсона и его жены был всего один сын, Пол Робсон второй, родившийся в 1927 году.


Робсон прославился как актер и певец, обладавший замечательным басом. Он был одним из истинно великих басов в американской музыке. Он обладал прекраснейшим и сильнейшим басом с изумительными низами, доходившими до Си басового ключа. Наряду с его театральными работами шумно приветствовалось его исполнение старинных Спиричуэлс. Робсон первым исполнил их на концертных подмостках.

В дальнейшем он сыграл Кроуна в театральной версии новеллы «Порги», которая легла в основу оперы Джорджа и Иры Гершвин «Порги и Бесс». В 1930 году он выступил в роли Отелло в Англии, когда ни одна американская компания не захотела занять его ни в какой роли. Он вновь сыграл эту роль в Нью-Йорке в 1943 году и гастролировал с ней по США вплоть до 1945 года. Его бродвейская непрерывная серия спектаклей «Отелло» до сих пор (до 2007 года) удерживает первенство среди шекспировских пьес как самое долгое их исполнение в Америке. Он получил Медаль Спингарна в 1945 году за эту роль. Юта Хаген играла Дездемону и Хозе Феррер играл Яго.  

Робсон сыграл роль Джо, которая была написана специально для него, в 1928 году в Лондоне в спектакле «Шоу-лодка» и сыграл ее снова в 1932 году на Бродвее, в киноверсии в 1936 году и в 1940 году в театре Лос-Анжелеса.


Афро-американский фольклор в репертуаре Робсона помог ему привлечь внимание широкой аудитории в США и за рубежом – в особенности его интерпретация «Go Down Moses». Робсон также заитересовался фольклорной музыкой мира. Он овладел 20 языками, из которых свободно разговаривал на 12. Его типичный репертуар после 1920-х годов включал песни на многих языках (например, китайском, русском, идише, немецком и т.д.).

Между 1925 г. и 1942 г. Робсон сыграл в 11 фильмах, из которых четыре были английского производства, когда он с женой переехал в Англию в конце 1920-х. Он оставался там вплоть до начала Второй Мировой войны, совершая длительные гастрольные поездки. В разгар своей популярности Робсон был главной приманкой билетных касс в таких британских фильмах как «Песня свободы» и «Гордая долина».

Вернувшись на короткое время в США, он сыграл в киноверсии пьесы Юджина О’Нила «Император Джонс» в 1933 году. В 1936 году фильм «Шоу-лодка» стал хитом билетных касс. Его исполнение песни «Ol' Man River» в этом фильме особенно запомнилось зрителям. Он сыграл Амбопа в версии фильма «Копи царя Соломона» в 1937 году. В таких фильмах как «Иерихон» и «Гордая долина» он исполнял роли сильного чернокожего американского героя.

Во время Второй мировой войны Робсон покинул Британию. Уже позднее стало известно, что его имя числилось в «Черной книге», нацистском документе, содержавшем имена тысяч людей, проживавших в Британии, которые должны были быть арестованы после успешного завершения операции «Морской лев».

Робсон посетил республиканскую Испанию во время Гражданской войны и сфотографировался с членами Бригады Абрахама Линкольна во главе с ее черным командиром Оливером Лоу. Его репертуар теперь включал песню «Солдаты торфяных болот», которая была очень популярна среди добровольцев интернациональных бригад в Испании и других ветеранов. Робсон был одним из первых, кто организовывал специальные концерты от имени вооруженных сил США во время Второй мировой войны.


Во время его частых поездок в Западную Европу и Советский Союз он критиковал условия, в которых живут чернокожие американцы, особенно в южных штатах. Робсон был активным участником движения против линчевания. Он оказывал давление на Президента Гарри Трумэна по поводу событий 1946 года, отмечая, что чернокожие будут вынуждены опять начать борьбу за свои права, если правительство не предпримет никаких мер. В том же году он начал Американский крестовый поход против линчевания.

После поездок в Европу в течение нескольких лет в начале 1930-х, Робсон был приглашен посетить с визитом Советский Союз. Его принимали со всеми почестями, по свидетельству его биографа Мартина Дабермана, включая походы в театр, банкеты и прочие развлечения. Робсон оказался очарован этим новым обществом и его лидерами, заявив, что «это страна, действительно свободная от расовых предрассудков, и что афро-американские спиричуэлс созвучны русским народным песням». «Здесь, впервые в моей жизни, я иду с чувством полного человеческого достоинства».

В своих выступлениях Робсон защищал внешнюю и внутреннюю политику СССР и Иосифа Сталина. Во время политических чисток в СССР Робсон в интервью «Дэйли Уоркер» якобы сказал: «насколько я знаком с работой правительства Советского Союза, я могу только сказать, что если кто-то поднимет против него руку, то он должен быть убит».

После создания НАТО Робсон заявил в своей речи на Парижском Всемирном конгрессе мира в 1949 году, что «невозможно подумать, чтобы американские негры пошли на войну на стороне тех, кто угнетал их из поколения в поколение, против страны [имелся в виду Советский Союз], в которой в течение жизни одного поколения подняли наших людей на всю высоту человеческого достоинства». Даже когда многие бывшие сторонники Советского Союза узнали о зверствах, творившихся там, и публично предали их огласке, Робсон продолжал стоять на своем.

В марте 1950 г. студия NBC отменила выступление Робсона в телевизионной программе бывшей Первой Леди Америки Элеаноры Рузвельт «Сегодня с Миссис Рузвельт». Диктор NBC объявил, что Робсон больше никогда не появится на NBC. В пресс-релизе Конгресса гражданских прав говорилось, что цензура против г-на Робсона – это грубая попытка заставить замолчать выдающегося выразителя чаяний чернокожих в их борьбе за гражданские и человеческие права и что «наши демократические права подвергаются атаке со стороны сил антикоммунизма». Протестущие пикетировали офис NBC, письменные протесты поступали от многочисленных общественных деятелей и организаций.

Но, несмотря на протесты, все записи Пола Робсона были изъяты из обращения. С того времени и до конца 1970-х в США было почти невозможно услышать записи Робсона на радио или увидеть фильмы с его участием, включая самую успешную и известную версию фильма «Шоу-лодка» 1936 года.

В 1952 году Робсон был награжден Сталинской премией мира. В апреле 1953 года, вскоре после смерти Сталина, Робсон написал прощальную песнь, озаглавленную «Тебе, дорогой товарищ», в которой он провозносил сталинскую «глубокую человечность», «мудрое понимание» и преданность мирному сосуществованию всех людей в мире, называя его «мудрым и добрым».


Его политические заявления и деятельность, включая симпатию к СССР и Сталину, слухи о его членстве в Коммунистической партии США и его частые визиты в Советский Союз привели к тому, что в отношении него было начато расследование ФБР во главе с Эдгаром Гувером. Робсон находился под наблюдением ФБР с 1941 по 1974 год, когда Бюро решило, что «дальнейшее расследование не оправдано».

В 1946 году Робсон был допрошен Комитетом по расследованию антиамериканской деятельности в Калифорнии. Его спросили, является ли он членом Компартии, на что Робсон ответил, что его также можно было бы спросить, является ли он членом Демократической или Республиканской партий – в США все они одинаково легальны. Но добавил, что он не коммунист.

10 лет спустя, в 1956 году, Робсон был снова вызван на допрос в Сенатский Комитет по расследованию антиамериканской деятельности после того, как он отказался дать письменную присягу в том, что он не коммунист. В ответ на вопрос о его членстве в Компартии Робсон напомнил Комитету, что компартия является легальной, призвал членов Комитета голосовать вместе с ним за Пятую Поправку и отказался отвечать. Робсон сам начал спрашивать членов Комитета о проблемах с гражданскими правами афро-американцев. Когда один из сенаторов спросил его, почему он не остался в Советском Союзе, он ответил: «Мой отец был рабом, и мой народ погибал, строя эту страну. И я собираюсь остаться здесь и быть ее частью, совсем как Вы. И никакой по-фашистски настроенный человек вроде Вас не сможет меня отсюда выгнать. Это ясно?» В одном из ответов он сказал: «вы – не патриоты, вы – антиамериканцы, и вам должно быть стыдно за самих себя».

В 1950 году Госдепартамент аннулировал паспорт Робсона и отправил на все пограничные пункты указание не выпускать его за пределы страны. Когда Робсон и его адвокаты обратились с запросом в Госдепартамент по поводу того, какое дело Правительству США до его поездок за рубеж, ему ответили, что «его частая критика плохого обращения с чернокожими в США не должна звучать в зарубежных странах» – это «внутреннее, «семейное» дело». Когда Робсон подал запрос о выдаче паспорта, Госдепартамент отказал ему, сославшись на отказ Робсона подписать под присягой заявление, гарантирующее отказ от публичных выступлений за пределами США.

В качестве символического акта протеста против запрета на поездки профсоюзы США и Канады организовали концерт возле Международной Арки Мира на границе между штатом Вашингтон и канадской провинцией Британская Колумбия 18 мая 1952 года. Пол Робсон стоял на американской стороне границы и давал концерт слушателям, стоявшим на канадской стороне границы. По оценкам, в толпе было от 20 до 40 тысяч человек. Робсон дал второй подобный концерт в 1953 году и еще два концерта через два года. (Официально запрет на поездки не мог препятствовать выезду Робсона в Канаду, поскольку пересечение американо-канадской границы не требует предъявления паспорта, однако Госдепартамент напрямую вмешивался и блокировал поездки Робсона в Канаду).


Автобиография Робсона «На этом я стою» была опубликована в британской издательской компании в 1958 году. Его 60-летний юбилей праздновался в нескольких американских городах и 27 странах Европы, Латинской Америки, Азии и Африки, а также в СССР. В мае 1958 года ему был возвращен его паспорт после того, как Верховный Суд США вынес вердикт, что Госдепартамент США не имеет права отказывать в выдаче паспорта или требовать от граждан подписывать письменное показание под присягой относительно их политических убеждений. В знак своего «возвращения» Робсон дал два заключительных концерта в Карнеги Холл, которые были записаны на долгоиграющие пластинки и на компакт-диски. Это были его единственные стерео-записи.

В конце 1950-х Робсон переехал в Британию и много путешествовал. Он провел пять лет в мировом турне, играя Отелло в спектакле театра Стратфорд-на-Эйвоне и давал концерты в Европе, Австралии и Новой Зеландии. У него начались проблемы со здоровьем, и он провел некоторое время на лечении в клиниках СССР и Восточной Германии.

В 1961 году Робсон пытался покончить с собой в гостиничном номере в Москве. Его сын утверждает, что попытку суицида спровоцировал агент ЦРУ, который подложил синтетические галлюциногены в его стакан с водой. Пол Робсон вернулся в США в 1963 году. Оставшуюся часть жизни он был занят проблемами со здоровьем и редко появлялся на публике.

Более 3 тысяч человек собрались в Карнеги Холл на празднование 75-летнего юбилея Поля Робсона. Поздравления пришли от Президентов Танзании, Замбии, Ямайки, Гвинеи, от Индиры Ганди, Леонарда Бернстайна, Африканского национального конгресса и от многих известных людей того времени. Робсон не смог присутствовать из-за болезни, но было зачитано его приветствие . В нем говорилось: «Хотя я не могу присутствовать, но я хочу, чтобы вы знали, что я все тот же Пол, преданный, как прежде, всемирной борьбе человечества за свободу, мир и братство».

В 1976 году в возрасте 77 лет Пол Робсон умер в результате инсульта в Филадельфии (Пенсильвания), где он жил со своей сестрой. Он похоронен на кладбище Фернклифф в Хартсдейле, Нью-Йорк.

Материал из Wikipedia (перевод автора сайта)

Интервью Поля Робсона о пребывании в СССР I'm at home, 1935 год (на английском языке)


Записи Поля Робсона

Anthem of the USSR

Широка страна моя родная

Go Down, Moses

Saint Luis Blues

My curly headed baby

16 tonne

That's why darkies were born

Blue prelude (with Ray Noble orch.)

Joe Hill

Water boy

Minstrel boy

Shenandoah

Song of the Volga Boatmen

Joshua Fought the Battle of Jericho

The House I live in

Ol'man river


Copyright © 2006-2014 Elena_M. All rights reserved.