Цыгане на протяжении ряда веков оставались для науки своеобразной загадкой. Столетия минули с тех пор, как покинули они свою древнюю родину и разбрелись по всему свету, и теперь едва ли отыщешь государство, где бы они не проживали. Они прошли десятки стран, соприкоснулись с десятками народов перед тем, как одни из представителей этой загадочной нации попали на Урал. Но кто они? Каково их происхождение? Почему и как они расселились по многим странам? В чем причина того, что это не привело к их исчезновению, как случилось с другими народами? Окруженный ореолом загадочности, цыганский народ был недоступен для исследователей, пытавшихся его изучать. Многие вопросы, связанные с происхождением цыган, до недавнего времени оставались без ответа. Это объяснялось как отсутствием надежных источников, так и территориальной разбросанностью самих цыган.
Когда более пятисот лет назад европейцы впервые встретились с этими незнакомыми смуглолицыми людьми, они услышали, как те не без гордости называли себя потомками египетских фараонов. При этом вожаки цыганских таборов именовали себя герцогами и графами Малого Египта. Загадочное племя, будто в поисках земли обетованной, бродило из страны в страну, преодолевало моря и океаны, проникало в Австралию и Африку. Где бы ни появлялись цыгане, они колдовали, гадали, пели и плясали до упаду, заклинали змей, занимались ремеслом коновалов и кузнецов. И всегда, словно инопланетяне, они были совершенно равнодушны к снедавшим цивилизованных обитателей земли заботам. Один из русских учёных писал: «Племя цыганское вообще с богатым задатком на счастливую и спокойную жизнь, которой они не имеют. Цыгане способны, понятливы, в характере их легкость, гибкость, они от природы добры и уступчивы. Но все эти прекрасные задатки опошлены вечным рабством и презрением; цыгане, понимая, что они общественные парии, унижаются, раболепствуют, не верят ласкам. Но тот же цыган совсем другой на свободе: и весел, и доволен, когда его оставляют в покое…»
«И ваши семьи кочевые
В пустынях не спаслись от бед,
И всюду страсти роковые,
И от судеб защиты нет»
Так писал о цыганах, «смиренной вольности» детях Александр Пушкин. Цыганские мотивы и образы вдохновляли творчество Льва Толстого, Николая Лескова, Максима Горького. Языков, Тютчев, Аполлон Григорьев, Блок, Цветаева посвящали цыганам чудные свои строки – «Рокот цыганских телег, вспять убегающих рек – рокот…».
Проспер Мериме прославил Кармен, Виктор Гюго – Эсмеральду. Маркес, Лорка раздумывали над участью цыган. Участь осталась загадкой, тайной, неразгаданной поколениями. Благодаря цыганам, однако, в Испании возник стиль фламенко, в Венгрии – вербункош, в России – цыганский романс.
http://www.romaur.ru/libraryl
ЦЫГАНСКОЕ НАРОДНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
Профессиональное цыганское народное исполнительство сложилось в России с 1774 года. Тогда появился первый знаменитый хор, собранный из крепостных домов графом А.Г. Орловым-Чесменским Сначала почти все исполняли русские народные песни, романсы, составленные из произведений Глинки, Булахова, Дюбюка, Гумилева. В то далекое время цыгане еще избегали петь и танцевать со сцены свои танцы и традиционные песни на родном (цыганском) языке.
На период конца XIX и начала XX века приходится бурное развитие творческих коллективов и отдельных сольных исполнителей, а затем, по историко-политическим причинам наступает резкий спад. Особенно во времена НЭПа. Тогда пострадали от Советов многие профессиональные семьи, выступавшие на эстраде. Ученые-фольклористы выделяют 2 школы хорового пения; Петербургскую и Московскую. «Было время, когда ни одной музыки не любили больше цыганской» — писал от тех днях Лев Толстой, сам знавший цыганский язык и культуру ромского народа. В те времена существовала особенная мода на «личные хоры», которые жили в поместьях отставных генералов, ротмистров, а а также при княжеских имениях Именно стараниями частных лиц и были образованы первые поколения артистов, на основе которых сложились музыкальные династии Соколовых, Губкиных, Васильевых, Хлебниковых, Бауровых, Пайковых (Новгород), Морозовых (Коломна), Поляковых (Тула), Ильинских, Данченко, Масальских (Польша, Украина). Ими восхищалась вся императорская династия, начиная с Александра I, а концерты таких знаменитых династий собирали до 1000 артистов и 7000-10000 зрителей. Постановки носили тематический характер: «Шахерезада», «Карнавал», показывались различные исторические события: турецкая война, наполеоновское нашествие, заканчивающееся нашей победой и фейерверком. Среди страстных поклонников цыганского исполнительства были персидский двор, «Король» оперетты Жак Оффенбах. 80-е г. XIX века - время наивысшего расцвета цыганского народного творчества. В 1887 г. В Малом театре поставлены оперетта «Цыганский барон», а год спустя оперетта на цыганском языке «Чаю Андро Вэша», полностью составленная из таборного фольклора. После такого аншлага цыганские творческие коллективы признаны самыми лучшими, а один из них, которым руководил Николай Иванович Шишкин, существовал аж 40 лет!
Цыганская музыка считается самой популярной и изученной в цыганологии. Этому направлению посвящено более 100 научных работ, но собирающийся десятилетиями фактолологический материал еще ждет своего исследователя. Самобытная музыкальная система появилась только в тех странах, где долгое время работали профессиональные коллективы. За время своего развития сложилось три системы музыкального творчества: 1. Танец фламенко и музыка (Испания) 2. Инструментальный фольклор - вербункош (Венгрия) 3. Танец и хоровое пение (Россия). Во всех остальных странах цыгане исполняли местный фольклор. В Турции - турецкий, в Сербии - сербский, в Молдавии - молдавский. В Армении исполняют только армянский фольклор, зачастую даже лучше, чем сами армяне. Кроме этого, в некоторых странах Востока, например, Египте, Турции, цыгане довольно давно исполняют экзотический и древний танец живота.
Одним из красивейших зрелищ является исполнение цыганами фламенко. По мнению исследователей, искусство этого красивейшего танца было занесено в Испанию ромами, пришедшими из Фландрии (XVI в), во времена Карла V. От слова «Фландрия» и происходит название стиля, оно проистекает из слова «фламандский», как называют некую часть территории Северной Европы. Как бы там ни было, а слова «Фламенко» и «Гитано» (цыгане) - стали синонимами! Придя в Андалусию, ромы стали объединять танец и пение в тавернах. Со временем там появился еще один жанр - каталонское фламенко и таррагонская румба. Оба стиля обязаны также цыганам! В Испании жили и работали на сцене такие звезды цыганского танца как Тересина Барона, Росита Сеговия, Эмма Мальерас, Хуана (ла Фараона), Флорес Амайя; Антонио -Эспаньол, Винсенте Эскудейро.
Другой, не менее интересный танец, называемый «вербункош», тоже обязан появлению в Венгрии цыган. Жемчужиной Австро-Венгерской короны был признан знаменитый скрипач Янош Бихари. Его оркестр участвовал в балах, коронации и считался гордостью венгерской нации.
Наконец, танец и хоровое пение России. У русских цыган таборная песня сложилась в XIX - начала XX в.в., в других этногруппах – раньше, и стала результатом творчества хоровых коллективов, которые и распространяли фольклор в кочевой среде. Началу расцвета романса положил Алябьев. Произведения той поры исполняются и сегодня на слова М.Глинки, И.Тургенева, А.Григорьева. Благодаря романсу хоры не только выжили, но и приобрели себе новых поклонников, после триумфа артисты начали знакомить публику с таборным фольклором. Цыганский фольклор создавался преимущественно из переработки русской музыкальной культуры. Аналогичные процессы шли в танце, костюме. Процесс этот не завершен, он идет и сегодня. К таборному фольклору относятся «Бричка», «Кай енэ», «Мэ дарова», «Сарэ Патря», «О Дывэс», «Зэлэно урдо», и «Кон авэла», «Ту балвал», «Мато», «Цоха» и другие популярные мелодии. Цыганский танец или пляска формируется в России уже в XVIII веке и тоже на основе русской народной пляски - отмечает в своей энциклопедии ведущий цыгановед России Н.Г. Деметр. «История цыган - новый взгляд». В исполнении танца есть и новые элементы, например, тряска плечами, которую используют исполнительницы в танце живота.
Валерий СУХОВЕРОВ.
http://www.romavolgograd.ru/index.php?id=pub_4
Межрегиональная общественная организация "Ассоциация цыган"
Рада Волшанинова
Уйди
Я ехала домой
Не уезжай ты, мой голубчик
Расставаясь, она говорила
Заздравная (Застольная, Величальная)
Роза Джелакаева и Петр Деметр
На дворе мороз
А вэн нашас туса (Давай, убежим)
Шатрица (Шатер), песня из спектакля "Родился в таборе"
Тэрненько-модненько (Модница), шуточная песня
Сарэ патря (Все карты), песня-пляска из спектакля "О чем пела скрипка"
Чинанас (Нету краше девушки), песня венгерских цыган
О дывэс пашэ ратятэр (Утро)
Зэлэно урдо (Зеленая кибитка)
Кхаморо (Солнышко)
Бьявитко, свадебная песня венгерских цыган из спектакля "Ром Баро"
Частушки - Chastoochkas *
* - Гость сайта по имени Вера помогла восстановить название и имена исполнителей.
Песни из к/ф "Табор уходит в небо"
Нанэ цоха (Вокальный ансамбль цыган)
Кай ёнэ (Вокальный ансамбль цыган)
Андро вердас (Вокальный ансамбль цыган)
Полезные ссылки:
Цыганские песни на сайте "Костюмы от Joys"
Цыганская скрипка
При звуках старой пластинки в воображении сразу возникает образ седовласого цыгана, играющего в маленьком ресторанчике где-нибудь в Москве, Петрограде, Кишиневе, Одессе или другом крупном городе Российской империи незадолго до революции, году этак в 1913-м. За столиками - нарядная публика, на эстраде - красивая томная музыка. Всё еще накануне - и война, и революция, и годы лихолетья. Все спокойны и веселы, никто не знает, что ждет впереди. И только цыганская скрипка звучит тревожно, словно чует беду вещее цыганское сердце.
Танго "Ревность" (музыка Фернандеса)
Цыганская скрипка1
Цыганская скрипка2
|