Мариета Бадалян — удивительное явление современной армянской культуры.
Она стоит особняком, выделяется из общего ряда своих коллег-музыкантов. Выдающийся масштаб ее дарования в сочетании с обостренным чувством собственного достоинства позволяли ей даже в советские годы быть независимой, иметь свою точку зрения, отстаивать свое особое творческое видение.
Эта решительность, способность всегда добиваться своего, упорно идти своим путем всегда отличали Мариету от других певцов. В 1980-х гг. ей доверили исполнение песни «Аракс» вместе с Государственным оркестром Армянской ССР. Песня была посвящена трагическим страницам истории армянского народа, и автор музыки настаивал, чтобы Мариета в припеве почти буквально изображала плач, возвышала голос до крика-стона. Однако тонкое природное чутье, врожденное чувство меры подсказывали исполнительнице, что такое чересчур эмоциональное исполнение будет неверным, что глубокая скорбь всегда бывает сдержанной, как будто затаённой в глубине души. Мариета отказалась следовать указаниям композитора и ушла с репетиции. Через месяц ее снова пригласили исполнить это произведение, только на этот раз ей разрешили петь так, как она сама считает верным. Этот интересный случай из ее творческой биографии заставляет удивиться и восхититься, во-первых, необыкновенной душевной мудростью исполнительницы, а во-вторых, её поразительной решительностью, смелостью в отстаивании собственной творческой правды.
Мариета Бадалян создала свой неповторимый стиль, выработала особенную, такую узнаваемую манеру исполнения. Можно сказать, что она поет так же легко, естественно и свободно, как говорит или дышит. Когда композиторы приносят ей свои произведения, они всегда стараются убедиться, что сочиненная ими мелодия позволяет Мариете исполнить новое произведение в свойственной именно ей манере, то есть естественно и непринужденно. В этом авторы видят залог успеха своей новой песни.
Мариета Бадалян исполняет песню "Le temps de cerises
/ Сезон вишни" (на франц. яз.)
Однако не только в этой естественности заключается секрет ее невероятного очарования, ее магического воздействия на слушателей. Голос, как и глаза человека, — это зеркало его души. Как сказал кто-то из мудрых, — «Заговори, чтобы я увидел тебя». В ее чудесном голосе, таком теплом, душевном, мягком, как в зеркале, отражается ее чуткая, добрая, искренняя душа. Ее многочисленные поклонники — это люди, однажды попавшие под очарование ее изумительного голоса и светлой души, и сохраняющие им верность на протяжении многих лет. Магия ее нежного голоса буквально завораживает и берет в «вечный плен»
Известная истина — талантливый человек талантлив во всем — в полной мере относится и к Мариете Бадалян. Природа щедро одарила ее не только ярким исполнительским талантом, но еще и необыкновенным композиторским даром. Она выросла в замечательной интеллигентной семье. Родители, врачи по профессии, хорошо знали и ценили классическую музыку и своим детям прививали вкус и любовь к прекрасной классике. Именно такое избирательное, рафинированное эстетическое воспитание позволило сформировать подлинно классический композиторский стиль Мариеты Бадалян. Её произведения уверенно можно отнести к классике. По их органичному музыкальному строю, мелодическому богатству и глубокой лиричности они стоят в одном ряду с лучшими образцами классического музыкального искусства разных народов — португальскими и русскими городскими романсами, испанскими серенадами, романтическими произведениями немецких и французских композиторов.
Мариета Бадалян исполняет песни "Не улыбайся, как я, печально" и "Какие-то слова" (муз. Мариеты Бадалян)
Как всякий яркий талант, дар композиции проявился у Мариеты также еще в детстве. Однажды, когда ей было 9 лет, она вместе с другими ученицами детского хора ждала в классе своего дирижера. Пока другие девочки сидели, маленькая Мариета танцевала и пела. Пела мелодию, которую только что сочинила сама. Она так увлеклась, что не заметила, как в класс вошли двое: их дирижер и с ним — выдающийся композитор Вагхаршак Котоян. Взрослые стояли и слушали, а девочка сосредоточенно продолжала петь. Наконец, она обратила внимание на выразительные взгляды своих подружек и остановилась. Вагхаршак Котоян подошел к ней и спросил, что это за мелодию она сейчас пела? Мариета смущенно молчала. Он снова спросил, сможет ли она повторить это еще раз? Она ответила: «Может быть». Тогда уже он задал прямой вопрос: «Это ты сама сочинила?» Получив утвердительный ответ, В. Котоян обратился к дирижеру хора: «У нее есть поразительное чувство построения мелодии. Она всё сделала правильно, очень верно. На самом деле, она не певица, а композитор, и я завидую тому, кто будет учить ее композиции». С тех пор девочки в хоре стали в шутку называть Мариету «композитором», но девочка твердо запомнила слова известного мастера, и мечтала доказать всем, что это было сказано не зря, что она действительно способна создавать музыку. Уже в школе она сочинила свои первые песни.
Созданные ею произведения — «маленькие шедевры» настоящей классики. Они настолько мелодичны и лиричны, так гармонично сливаются со стихами, что по своей органичности и целостности напоминают творения природы. Столь же гармоничны шум водопада или плеск волны, пение птиц или шелест листьев. Среди безликих, лишенных внятной и узнаваемой мелодии, современных произведений чудесные творения Мариеты Бадалян воспринимаются слушателями, как глоток свежего воздуха в жаркой пустыне.
Мариета Бадалян исполняет песню "Сердце болит" (муз. Мариеты Бадалян)
Рождение любого музыкального произведения — это великая загадка, самая главная тайна любого творца. Мариета Бадалян с лукавой улыбкой признаётся: её посещает Муза. Прилетает, кружит вокруг, шепчет потихоньку на ушко что-то очень важное и красивое, а затем, убедившись, что Мариета всё правильно поняла, улетает.
Но если серьезно, то рождение новой мелодии — процесс неожиданный и непредсказуемый. Его невозможно заранее спланировать или специально организовать. Одни мелодии появляются внезапно и быстро, другие — вызревают в душе годами. Самый важный фактор в этом процессе — вдохновение. Вдохновить Мариету может многое — красота природы, воспоминания детства, впечатления от прочитанной книги или услышанной песни, посещение памятных мест, знакомство с интересным человеком. Главное — смотреть на мир широко открытыми глазами, не переставать удивляться и по-детски восхищаться миром и людьми вокруг, любить жизнь и радоваться каждому ее мгновению, как великому Дару Небес. Всё это и значит — быть готовым к творчеству.
И Мариета Бадалян, как всегда, готова к новым свершениям и открытиям — она собирается попробовать свои силы в немного непривычном для себя жанре — мюзикла. Зная ее упорный характер, настойчивость в достижении целей, фантастическое трудолюбие и огромный талант, можно не сомневаться, что ее многочисленных и верных поклонников ждет новая удивительная встреча с Прекрасным.
Пожелаем любимой исполнительнице удачи во всех начинаниях, и с нетерпением будем ждать ее новых творений!
ТВОЙ ГОЛОС
Посвящается Мариете Бадалян
В твоём голосе — песни ветра,
В твоём голосе — летний зной,
Шум ветвей многолетнего кедра
И дыханье прохлады ночной.
Голос твой так наполнен тоскою
Матерей всех армянских и жён,
Что мужчин не дождались из боя
В страшных войнах былых времён.
В нём ашуга напев раздольный
И струна кяманчи звенит.
В нём призывы любви своевольной,
Что нежнейшие ласки сулит.
В нём цыганская страсть и разлука.
И душа от восторга пьяна
Сладким хмелем пленительных звуков,
Как глотком молодого вина.
Очарована этим Чудом,
Голос твой навсегда полюбя,
Я про всё и про всех забуду,
Чтобы слушать ОДНУ ТЕБЯ!
Мариета Бадалян исполняет песню "Обними меня" (муз. Мариеты Бадалян, сл. Гаруша Айрянца), на арм. яз.